Top.Mail.Ru

Перелёт Чкалова: советские лётчики, которые соединили континенты 

Небольшой американский город Ванкувер стал центром по-настоящему транснационального события, вошедшего в историю как перелёт экипажа Чкалова. 18 июня 1937 года советские летчики Валерий Чкалов (первый пилот), Георгий Байдуков (второй пилот) и Александр Беляков (штурман) на самолете АНТ-25 взлетели с подмосковного аэродрома Щёлково. Курс — на Северный полюс. За 63 часа они преодолели в воздухе 9130 километров без единой посадки, приземлившись на военном аэродроме Ванкувера.  

Значение полёта пролегало сразу в двух плоскостях. Во-первых, экипаж под руководством пилота Чкалова открыл новый воздушный путь через Северный полюс. Во-вторых, перелёт послужил на укрепление межгосударственных и межнациональных связей между СССР и США. Выдвигается даже гипотеза, что если бы не перелёт, СССР не смог бы рассчитывать на масштабную поддержку США во время Второй мировой войны.

Неудачные попытки

Одномоторный низкоплан АНТ-25 был создан в 1932 году бригадой конструктора Павла Сухого под руководством Андрея Туполева. Самолёт был создан практически по заказу Иосифа Сталина, который был очень увлечён темой авиации и хотел побить рекорд по дальности полёта.  Конструкторской особенностью тринадцатиметрового самолёта стало наличие топливных баков в крыльях — размах крыльев в 35 метров позволял разместить дополнительное топливо. Средняя скорость полёта АНТ-25 составляла 165 км/ч, максимальная — 246 км/ч. Помимо технических моментов, приходилось попутно решать вопрос о комфорте экипажа в длительном полёте. Разработчиков консультировал опытный лётчик Михаил Громов. 

Первые две попытки установить новый мировой рекорд по дальности полёта на АНТ-25 вышли неудачными. Маршрут проложили по замкнутой кривой — по треугольнику Москва — Тула — Рязань. Климатические и погодные условия порядком осложняли полёт — в этом смысле советским лётчикам было сложнее, нежели предыдущим рекордсменам, французам и итальянцам. Во время третьего полёта экипажу пришлось посадить самолёт не в Москве, а в Харькове. Как оказалось, за время полёта был установлен мировой рекорд дальности перелёта по прямой: экипаж провел в воздухе 72 часа, преодолев 12 411 километров. Однако рекорд не был задокументирован официально, поскольку Советский Союз на тот момент не состоял в Международной авиационной федерации. 

К зиме 1935 года АНТ-25 был доработан с учётом опыта неудачных полётов. К выбору пункта назначения подошли с особым тщанием, поскольку событие носило в том числе и политический характер. Рассматривались перелёты в Южную Америку и Австралию. Но выбор в конечном счёте пал на Северный полюс в США. Первая попытка — и снова неудача. В августе 1935 года экипаж летчика Сигизмунда Леваневского вылетел по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско. Полёт был прерван после 2000 километров пути.  И тогда почётнейшую авиационную миссию решают доверить экипажу под командованием Валерия Чкалова. АНТ-25 тем временем дорабатывают системой защиты механизмов от обледенения.

Холод, облачность и магнитные бури

Перелёт через Северный полюс был крайне опасен, потому как значительная часть маршрута пролегала над полярными районами, о которых не было достоверных данных. И хотя Северный флот СССР на время полёта находился в режиме готовности, шансы выжить в случае катастрофы практически сводились к нулю.

В полёте экипажу пришлось столкнуться с холодом: над Арктикой температура в кабине держалась ниже нуля. На окнах образовывался лёд, который срезали ножом-финкой. Обледенению подвергались также крылья, стабилизатор и антенны. Из-за сильной магнитной бури экипаж на сутки потерял связь с землей. Ввиду сильной облачности часть маршрута прошла в слепом полете — пилоты двигались по приборам. Необходимость лететь выше запланированной высоты увеличивала расход кислорода на борту, из-за чего экипаж страдал от кислородного голодания. Лётчики сменяли друг друга за штурвалом, выкраивая пару часов на сон. Последние 13 часов полёта взял на себя второй пилот Георгий Байдуков, поскольку у Валерия Чкалова из-за гипоксии пошла кровь из носа.

Путешествие должно было завершиться в аэропорту Сан-Франциско (штат Калифорния), но ввиду нехватки топлива маршрут пришлось скорректировать. 20 июня 1937 года АНТ-25 приземлился на военном аэродроме в Ванкувере, штат Вашингтон. На месте лётчиков восторженно встречала американская публика, среди которой был генерал Джордж Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США. В Белом доме советских авиаторов радушно принял американский президент Франклин Рузвельт, которому приписывают следующую реплику: «Вы за 62 часа сделали больше, чем все ваши дипломаты за несколько лет». По возвращении на родину экипаж ждали не меньшие почести — лётчики были награжден орденами Красного Знамени и удостоены звания Героев Советского Союза, их лично приветствовал Сталин. 

И хотя установить рекорд экипаж АНТ-25 не смог, значение полёта трудно переоценить. Для СССР полёт стал мировым признанием высокого уровня развития советской авиационной промышленности и науки. Воздушный транспортный коридор, открытым лётчиками, используют в современной пассажирской авиации. 

Маленький городок Ванкувер стал известен на весь мир 

Для Ванкувера событие стало поистине историческим. В городе был создан мемориальный комплекс, а также действует музей авиации, экспозиция которого частично посвящена историческому перелёту. На месте посадки АНТ-25 установлен гранитный обелиск, на котором изображен самолёт, летящий над Северным полюсом. 

О том, как в Ванкувере отмечают событие, нам рассказала жительница города Ольга Железнова: 

«На фоне пандемии администрация города перестала проводить официальные мероприятия. Последний раз официально дату отмечали в 2019 году — тогда город в рамках тура по западному побережью посетил российский посол Анатолий Антонов. А вообще событие всегда было памятным и интересным. 

В Ванкувере есть клуб, который занимается инсценировкой исторических событий — создают небольшие спектакли, делают костюмированные шествия по паркам. И этот клуб делал небольшой спектакль — реконструкцию того, как прилетел Чкалов, как его встречали. Было интересно, участвовали и дети, и взрослые, и русские, и американцы. Американцы просто заучивали наизусть русские фразы и со смешным акцентом всё это произносили. Изначально инициатива шла от американской стороны. Потом мы, русскоязычная община, подключились и стали праздновать вместе с ними: ставили самовары, сушки, чай, матрёшки и всё прочее. Было здорово, и отношения у нас были хорошие. 

Мемориал Чкалова в Ванкувере.

Но, к сожалению, всё это закончилось. Сейчас мы сами продолжаем, своими силами, без администрации города. Во время пандемии, когда не было возможности встречаться и проводить какие-то мероприятия, мы просто возлагали цветы. Когда пандемия прошла, мы встречались, частенько собирали детей. Стараемся молодёжь подключить. За неделю до памятной даты собираем ребят со школ или просто знакомых и приводим их в музей авиации, показываем наш фильм про Чкалова. Поскольку в июне у нас тепло, устраиваем праздник в парке, накрываем общий стол, рассказываем интересные истории, кто что нового вычитал или узнал. И в этом году у нас также запланировано посещение музея детьми, будем встречаться и собирать общий стол. 

Перелёт Чкалова по дате близок к началу Великой Отечественной войны, поэтому у нас двойные воспоминания. В парке буквально в 200 метрах от мемориала Чкалова есть мемориал Второй Мировой войны — и мы обязательно возлагаем цветы на оба мемориала. Ставим свечи, проводим минуту молчания, приносим какие-то артефакты, вовлекаем молодёжь. 

Продолжает действовать «уголок Чкалова» в местном музее авиации. Я буквально недавно там была — всё на месте: документация, фотографии, газеты, перчатка Чкалова, несколько приборов самолёта. До сих пор существует небольшой аэродром, куда приземлились русские лётчики. У нас есть бюсты пилотов — Чкалова, Байдукова и Белякова. Мы хотим передать их в дар городскому краеведческому музею — к сожалению, там нет никакого напоминания о перелёте Чкалова. Как раз сейчас веду переговоры на этот счёт. Надеюсь, после этого в городском музее появится информация о событии — ведь городок маленький, а на тот момент это была практически деревушка, которая стала известной на весь мир».