Top.Mail.Ru

Николай Судзиловский: революционер из Могилёва, который возглавил Гавайские острова

Продолжая тему русского наследия на Гавайях, не можем обойти стороной такую яркую историческую личность, как Николай Судзиловский. Мало кого судьба увела по столь неожиданным тропам. Родившись в Могилёве, в 1901 году он стал первым председателем Сената Гавайских островов и фактическим главой островного государства. 

Николай Константинович Судзиловский родился в 1850 году в белорусском Могилёве в обедневшей дворянской семье. С отличием окончил гимназию, после чего поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Ещё будучи студентом, Судзиловский активно проявляет свою гражданскую активность. Участвует в студенческих демонстрациях против правила, ставящего студентов под усиленный контроль полиции. Был отчислен из университета и вынужден перевестись на медицинский факультет Киевского университета — проходить обучение участникам беспорядков в других вузах было запрещено.

Судзиловский рассматривал учебные заведения царской России как «орудия полицейской муштровки и инкубаторы чиновничества», где головы воспитанников забивают различным «метафизическим, лингвистическим и теологическим» хламом. Будущий гавайский управленец увлекался учениями Николая Чернышевского, Александра Герцена, Дмитрия Писарева, Николая Добролюбова. 

В 1873 году Николай Судзиловский возглавил Киевскую коммуну — один из первых в царской России социалистических студенческих кружков. Участвовал в «хождении в народ» — движение студентов и революционеров-народников с целью просвещения народных масс и революционной агитации среди крестьян. Существенного влияния на крестьян подобная студенческая активность не оказала, а словосочетание «хождение в народ» впоследствии стало иронично-нарицательным.  

Следом Судзиловский устроился фельдшером в тюремной больнице Николаевска (сейчас — город Пугачёв). После попытки организовать побег политзаключенных в 1875 гуду бежал за границу. Политическую активность продолжил уже в Болгарии, где стал одним из организаторов антитурецкого восстания, и в Румынии, где был среди организаторов социалистического движения.

Параллельно с общественной деятельностью занимался медициной, в 1877 году защитив диссертацию «Об антисептических методах, применяемых в хирургии» в Бухарестском университете, а затем возглавив больницу в Яссах. Однако за подрывную деятельность в 1881 году румынское правительство выслало его из страны. 

Поскитавшись по Европе, в 1887 году Судзиловский переезжает в Сан-Франциско, где открывает собственную клинику и становится известным практикующим врачом. В 1891-м получил американское гражданство. Пребывание в США ознаменовалось крупным конфликтом с епископом Алеутским и Аляскинским Владимиром. Судзиловский выдвигал против священнослужителя громкие обвинения — в растрате церковных денег, жестоком обращении с учениками местной семинарии и педофилии. Конфликт в итоге расколол русскоязычную общину Сан-Франциско на два враждующих лагеря.

Критикует Судзиловский и общую систему устройства в США. Вот что он писал:

«Штаты представляют государство, основанное на крайнем индивидуализме, они — центр мира. И мир, и человечество существуют для них лишь настолько, насколько они необходимы для их личного удовольствия и удовлетворения… Опираясь на всемогущество своих капиталов, как грецкая губка, как раковая опухоль, всасывают они в себя все жизненные соки из окружающей жизни без пощады».

Из США Судзиловский был вынужден уехать — вместе с семьёй он обосновался на Гавайских островах. И тут в его жизни произошёл самый непредсказуемый поворот.  

На Гавайских островах Николай Судзиловский занимается врачебной практикой, чем заслуживает доверие и уважение среди островитян. Местные жители называли его Каука-Лукини, что означает «русский врач». Покупает кофейную плантацию, разводит кофе, фрукты, строит большую усадьбу. И продолжает заниматься революционной деятельностью. В то время Гавайи были независимым королевством, однако де-факто балом на острове правила Америка. В 1892 году американцы решили создать на Гавайских островах республику и образовали там две партии по подобию собственной политической системы: демократическую и республиканскую.

В пику американским партиям Судзиловский организует «Партию самоуправления Гавайев», призванную бороться за интересы коренных жителей. Он учит гавайцев революционной борьбе, чтобы не допустить поглощения Соединёнными Штатами.

В 1990 году по решению президента США на Гавайских островах была проведена административная реформа. На территории островов установили новые органы власти: двухпалатный парламент (состоявший из палаты представителей и сената), Верховный суд и институт губернатора территории (назначаемого президентом США). 

Судзиловский вступает в предвыборную борьбу за место в сенате и к удивлению многих одерживает победу — в 1900 году он и его сторонники проходят в законодательный орган власти, а в 1901-м Судзиловский был избран первым президентом Сената Гавайских островов. 

На посту он способствовал отмене рабства и наделению коренных жителей демократическими правами и свободами, намеревался провести радикальные демократические реформы: отменить смертную казнь, ввести бесплатное среднее образование и изменить систему налогообложения. Всем преобразованиям было не суждено воплотиться в жизнь — в 1902 году Судзиловский был вынужден покинуть пост, столкнувшись с предательством своих однопартийцев, подкупленных местными элитами, не заинтересованными в реформах. Гавайские острова попали в полную зависимость от США.

Следующим местом дислокации революционера стал Китай, откуда он предпринимает попытки создать вооруженный отряд, отправить его в Россию и освободить политических заключенных, находящихся в каторге. Во время Русско-Японской войны вёл активную социалистическую пропаганду среди русских военнопленных в Японии, издавал газету «Россия и Япония». После начала революции 1905 года вынашивал планы вооружить десятки тысяч русских военнопленных, захваченных японцами в ходе боевых действий, чтобы переправить их в Россию и по Транссибирской магистрали двинуть на Москву.

Разочаровавшись в своих прежних смелых замыслах, которые не были реализованы на практике, последние годы жизни Судзиловский провёл на Филиппинах и в Китае. Новости об Октябрьской революции встретил с восторгом. Новая советская власть благоволила революционеру, предлагая ему вернуться на родину. В 1930 году Судзиловский решает переехать в СССР, но не успевает — в апреле 1930 года заболел воспалением лёгких и скончался на перроне вокзала китайского города Тяньцзинь.

Николай Судзиловский оставил после себя научные работы в области хирургии, методов лечения туберкулеза и глазных болезней. В качестве географа открыл несколько островов в центральной части Тихого океана, а его описания Гавайев и Филиппин стали подспорьем для учебников.