Сегодня, 6 июня 2024 года, мир отмечает 225 лет со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Эта личность неразрывно связана с русской культурой и является её символом. Именно поэтому русские американцы чтят память и творчество великого поэта, организуя общества любителей его творчества, такие как The Pushkin Society in America, и различные мероприятия.
В истории русской эмиграции имя Пушкина занимает особое место. С 1925 года день его рождения празднуется во многих уголках Америки как праздник «День русской культуры». Русские эмигранты, стремясь сохранить свою идентичность в новой стране, передавали традиции и ценности следующим поколениям. Празднование дня рождения Пушкина стало важным элементом культурной жизни русской диаспоры в США, символизируя связь с исторической родиной и выражая глубокое уважение к великому поэту.
Пушкин, символизирующий русскую литературную гениальность, стал связующим звеном для эмигрантов, помогая им чувствовать себя частью единой культурной общности. Важность Пушкина для сохранения русской культуры в США отмечена множеством памятников и мемориальных табличек на всей территории Америки. Далее мы собрали самые знаковые из них.
Памятник А.С. Пушкину в Jackson
После революции 1917 года и последующего поражения Белого движения, множество участников событий переехали в Соединенные Штаты. Это были люди разных слоев и профессий, но всех их объединяла любовь к родной культуре и стремление сохранить свою идентичность в новой стране. Они стремились передать свои традиции и ценности следующим поколениям.
Среди многих культурных традиций, которые русская диаспора стремилась сохранить, особое место занимало празднование дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. С 1925 года этот день стал чуть ли не национальным праздником русской культуры, символом неразрывной связи с исторической родиной и выражением глубокого уважения к великому русскому поэту. Пушкин, символизирующий русскую литературную гениальность, стал связующим звеном для эмигрантов, помогающим им чувствовать себя частью единой культурной общности, несмотря на географическую разобщённость.
Празднование дня рождения Пушкина стало важным элементом культурной жизни русской диаспоры в США начала XX века, воплощением неразрывной связи с родиной и свидетельством непоколебимости русского духа на чужбине.
В январе 1935 года русская эмигрантская община в Нью-Йорке основала Комитет, целью которого стала организация и проведение мероприятий, посвящённых столетию со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина в наступающем в 1937 году.
К маю 1935 года в состав Комитета вошло более 150 представителей из мира литературы, науки и искусства. В преддверии юбилея были выпущены сборники работ Пушкина, а также статьи о его жизни и творчестве. Специально сформированная лекторская группа с января 1936 года по март 1937 года подготовила более 40 докладов. Комитет также организовал множество литературных вечеров, музыкальных и театральных представлений.
Комитет находился под патронажем представителей императорского дома Романовых. В качестве председателя был избран Борис Львович Бразоль (1885-1963) – известный русский юрист, общественный деятель и публицист.
Комитет принял решение о возведении памятника Александру Пушкину в престижном Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Работу над созданием памятника поручили Николаю Васильевичу Димитриеву (1887-1978), который имел юридическое образование и участвовал в Первой мировой войне. Начинал он свой художественный путь в Москве как студент школы известного художника Константина Юона (1875-1958). После переезда в США в период после гражданской войны, Димитриев стал учеником знаменитого скульптора Сергея Конёнкова, проживавшего в США с 1924 по 1945 год, после чего вернувшегося в СССР.
Символически значимым стало то, что памятные мероприятия, связанные с Пушкиным, проводились именно в Карнеги-Холле, чья история насыщена русскими музыкальными традициями. Его открытие в 1891 году было ознаменовано концертом Нью-Йоркского оркестра под управлением П.И. Чайковского. Во времена памятных дней Пушкина в Карнеги-Холле выступали и другие известные русские музыканты, такие как С.В. Рахманинов, А.И. Зилоти, С.А. Кусевицкий и В.Н. Дроздов.
В августе 1941 года было принято решение о переносе бюста Александра Пушкина в маленький город Джексон (прежде известный как Кэсвилл) в штате Нью-Джерси. Это место, известное как «Сосновая Пустошь», было выбрано русскими и русинскими эмигрантами, которые уехали из Российской и Австро-Венгерской империй до 1917 года, для создания русской общины. Они основали здесь посёлок с фермой. В 1926 году на этой ферме было открыто общество, позже получившее название «Фарма РОВА» (Русское Общество в Америке), задачей которого было сохранение уникальной идентичности, духовности и культуры. В центре Фармы постепенно был отстроен впечатляющий Свято-Владимирский храм, и недалеко от него, на маленькой аллее, на гранитном постаменте, был установлен бюст Пушкина.
Установка памятника была инициирована Тимофеем Аввакумовичем Березным (1890-1955), который на тот момент занимал должность директора «Фарма РОВА».
Бюст Пушкина установлен на высоком постаменте. В руке поэт держит лист рукописи, на котором высечены строки из стихотворения «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век прославил я свободу
И милость к падшим призывал.
In centuries to come I shall be loved by the people
For having awakened noble thoughts with my lyre,
For having glorified freedom in my harsh age
And called for mercy towards the fallen.
(Translated by Babette Deutsch)
Памятник Пушкина в Вашингтоне
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Вашингтоне, является значимым символом культурных связей между Россией и Соединенными Штатами. Расположенный в кампусе Университета Джорджа Вашингтона, этот монумент воплощает уважение к русскому поэту и его творчеству. Авторами бронзовой статуи являются известные русские скульпторы Александр и Игорь Бургановы. Архитектором комплекса стал Михаил Посохин.
Джеймс Симингтон (James W. Symington), председатель Федерации Американо-Российского культурного сотрудничества, стал инициатором установки памятника. Церемония закладки фундамента памятника состоялась 6 июня 1999 года, в день 200-летия со дня рождения Пушкина, подчеркивая его историческое и культурное значение.
Памятник был открыт на торжественной церемонии 20 сентября 2000 года, на которой присутствовали министр иностранных дел России Игорь Иванов и первый заместитель госсекретаря США Строуб Толботт. Памятник стал подарком Вашингтону от мэрии Москвы, символизирующим дружеские связи и культурный обмен между двумя странами .
Ответным жестом на этот дар стало решение мэрии Москвы установить памятник американскому поэту Уолту Уитмену на территории Московского государственного университета в 2008 году.
Памятник Пушкину в Вашингтоне не только служит напоминанием о великом литературном наследии, но и является местом проведения значимых мероприятий, связанных с русской культурой. Ежегодно 6 июня, в день рождения поэта, у его памятника проводятся торжественные мероприятия. Этот день собирает вместе почитателей творчества великого русского поэта, проживающих в Соединенных Штатах. Представители русской диаспоры, студенты, ученые и все, кто ценит наследие Пушкина, приходят, чтобы возложить цветы у памятника, выразить свое уважение и восхищение его вкладом в мировую литературу, обсудить его произведения и отметить важность его творчества в мировой культуре.
Памятник А.С. Пушкину в Монро
На Восточном побережье США расположены несколько памятников Александру Пушкину, отражающих глубокое уважение к его литературному наследию. Один из заметных монументов находится в Ароу-парке, который расположен в штате Нью-Йорк, неподалёку от городка Монро.
Парк был приобретен в 1948 году эмигрантами из России, Украины и Польши, став символом их привязанности к славянским корням и культуре. Вход в парк украшен каменной аркой, которая ведёт на широкую центральную аллею. Отсюда путь продолжается к площадке «Архитектурный проект», где в 1970 году был установлен памятник А.С. Пушкину, созданный белорусским скульптором Александром Ковалёвым и украинским архитектором Анатолием Игнащенко.
Памятник Пушкину гармонично вписывается в архитектурный ансамбль парка и занимает почетное место среди монументов другим выдающимся литературным фигурам, таким как Уолт Уитмен, Тарас Шевченко и Янка Купала.
Помимо своей художественной ценности, эти монументы выполняют важную социальную и культурную функцию, становясь центром проведения различных культурных и литературных мероприятий. Они привлекают как местных жителей, так и туристов, интересующихся литературой и историей, и служат местом встречи для проведения литературных вечеров, чтений и образовательных программ. Таким образом, памятник Пушкину в Ароу-парке не только увековечивает память о великом русском поэте, но и способствует культурному обмену и диалогу между народами, становясь символом культурного многообразия и глобальной связи искусства и литературы.
Памятник Пушкину на территории Русского дома в Вашингтоне
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, расположенный на территории Русского дома, или Российского центра науки и культуры в Вашингтоне, является знаковым символом культурных связей между Россией и США. Эта скульптура была подарена центру скульптором Сергеем Евелевым (Sergei Yevelev) из Нью-Йорка, что стало ярким выражением личной инициативы и вклада в продвижение русской культуры за рубежом.
Сергей Евелев узнал о скором открытии Русского культурного центра в Вашингтоне из статьи в журнале “Большой Вашингтон” в 1997(8) году. Вдохновленный этим событием, он создал бюст великого русского поэта и взял на себя задачу связаться с руководством культурного центра, возглавляемого Наталией Батовой, чтобы сделать подарок. Этот жест не только подчеркивал значимость культурного обмена между странами, но и демонстрировал уважение скульптора к наследию Пушкина.
После торжественного открытия Русского культурного центра 10 декабря 1999 года, бюст был установлен на его территории. С этого момента памятник Пушкину стал важным элементом центра, привлекая внимание посетителей и становясь местом культурных мероприятий и встреч любителей русской литературы и искусства.
В то время руководство центра планировало создание в читальном зале “Мемориального кабинета А.С. Пушкина”, который должен был включать материалы и архивы Петербургского музея-квартиры поэта. Это подчеркивает стремление центра не только сохранять, но и активно популяризировать русскую культурную наследие в Соединенных Штатах, делая акцент на важной роли литературных и исторических фигур в развитии двусторонних культурных связей.
Другие памятники
Пушкин отмечен в Аллее русских поэтов в Вашингтоне. Его имя также присутствует в Парке русской культуры в Кливленде. В парке Русской Славы в Джэксоне есть еще один бюст Пушкина, в дополнение к уже имеющемуся (заглавная иллюстрация к статье).
Самый экстравагантный памятник находится в Лос-Анджелесе. Он скорее вызывает удивление и даже недоумение. Памятник называется «Реквием по Александру Пушкину». Композиция представляет собой Музу с двумя крыльями, держащую в руке голову поэта.
Скульптор Лев Потоцкий так объяснял замысел этой необычной композиции. Женщина с крыльями — это жена Пушкина, Наталья Гончарова. Она же муза, она же Саломея, поскольку принесла поэта в жертву. Пушкин, соответственно, сопоставляется с Иоанном Крестителем, потому что он — пророк русской литературы. Крылья Музы символизируют доброту и гнев, а круг, который они образуют — сломанное кольцо российской жизни.