Top.Mail.Ru

D-Day: русские американцы на плацдарме Нормандии

Сегодня мир празднует 80 лет со дня открытия Второго фронта во Второй мировой войне и высадки в Нормандии. 6 июня 1944 года началась историческая операция, известная как «День Д» (D-Day), когда английские и американские войска высадились на берегах Нормандии на севере Франции. Эта дата вошла в историю как открытие Второго фронта в Западной Европе, ставшей началом конца для гитлеровской Германии.

В результате масштабной десантной операции союзники создали военную группировку, которая начала теснить немецкие войска во Франции, одновременно Советский Союз наносил удары по дивизиям гитлеровцев в Восточной Европе. В этом историческом сражении наряду с американцами и англичанами участвовали представители Канады, Австралии, Новой Зеландии, а также подразделения французских, польских, голландских и других антифашистских сил.

Во время Второй мировой войны большая часть русской диаспоры в США была охвачена патриотическим подъемом и стремлением помочь родине, которая находилась в состоянии войны. Как писала русская пресса: «…Редкое единодушие проявили все… газеты; все союзы, братства и приходы, все низшее духовенство, огромное большинство русских военных, с оружием в руках боровшихся против большевиков в Гражданскую войну, все интеллигентские и политические группировки; друзья русской культуры, монархисты, младороссы, кадеты, прогрессисты, социалисты и, к их чести, многие представители дома Романовых» [Новое русское слово. 1941. 22 ноября.] Множество русских соотечественников оказались в армии США и с винтовкой в руках сражались простив гитлеровских войск. Самые крупные потери для американской армии произошли при осуществлении именно Нормандской операции в период с 6 июня по 25 августа 1944 года — 20 563 погибших.

D-Day

Американцы русского происхождения входили в состав подразделений, участвовавших в высадке в Нормандии. Например, в 1-ю пехотную дивизию, известную как «Большая красная единица» (Big Red One) , входили солдаты различных национальностей, включая русских. Эта дивизия одной из первых высадилась на пляже Омаха и сыграла решающую роль в удержании плацдарма перед лицом ожесточенного сопротивления немцев.

Сегодня мы вспоминаем тех героев, чьи храбрость и самопожертвование положили конец фашистской чуме в Европе и обеспечили победу союзническим войскам.

Борис Пэш: герой Нормандии и Манхэттенского проекта

Борис Пэш

Борис Пэш (Пашковский) родился в семье с богатым культурным и духовным наследием. Его отец, Фёдор Николаевич Пашковский, был православным священником, который в дальнейшем стал митрополитом всей Америки и Канады, известным как митрополит Феофил. Мать Бориса, Элла Дабович, происходила из семьи черногорских эмигрантов, что позволило ему с детства свободно говорить на английском и сербохорватском языках, а позже овладеть немецким и французским.

С началом Первой мировой войны Борис служил в 52-й артиллерийской бригаде, а после революции присоединился к Белой армии, где служил на крейсере «Генерал Корнилов» и помогал в переговорах с англичанами. В 1920 году Борис женился на Лидии Ивановой и эмигрировал в США, где он продолжил образование и преподавательскую карьеру, до начала Второй мировой войны преподавал физкультуру и тренировал бейсбольную команду в Голливудской школе в Лос-Анджелесе.

С началом Второй мировой войны Борис Пэш был призван в армию США. Вскоре после нападения на Перл-Харбор его перевели в штаб Западного военного округа и 4-й армии, где он работал в разведке. В сентябре 1942 года он стал главой контрразведки военного округа, активно сотрудничал с ФБР.

Пэш внёс неоценимый вклад в планирование операции по открытию Второго фронта и высадке в Нормандии, служа в командовании разведки армии США. Он работал над анализом данных, координацией действий и обеспечением безопасности критически важных операций.  Позже он занимался вопросами безопасности Манхэттенского проекта в Лос-Аламосе и лично допрашивал Оппенгеймера по подозрению в шпионаже.

В конце 1943 года Борис возглавил миссию «Алсос», целью которой было выявление и обезвреживание ядерных разработок Стран Оси. Его команда высадилась в Италии, собрав первичные данные о немецком ядерном проекте, а затем продолжила работу во Франции, Бельгии и Германии. Они захватили урановую руду и арестовали видных немецких учёных, таких как Отто Ган, Макс фон Лауэ и Вернер Гейзенберг, что стало важным вкладом в безопасность США и союзников.

Джозеф Байерли: герой американской и советской армии

Джозеф Байерли

Джозеф Байерли родился в городке Маскигон, штат Мичиган, где в 1942 году окончил школу. У него была возможность получить стипендию для обучения в Университете Нотр-Дам, но он решил пойти добровольцем в армию.

Байерли был направлен в 506-й парашютно-пехотный полк 101-й десантной дивизии «Кричащие орлы», специализировавшийся на радиосвязи и подрывных работах. В то время дивизия находилась в английском городе Рамсбери, готовясь к открытию Второго фронта. После девятимесячной подготовки в мае и апреле 1944 года Байерли участвовал в двух боевых операциях по доставке золота Движению сопротивления во Франции.

6 июня 1944 года, в день открытия Второго фронта, самолёт С-47, в котором находился Байерли, попал под обстрел над побережьем Нормандии. Выпрыгнув из самолёта над Ком-дю-Монт, сержант Байерли потерял связь с другими парашютистами, но сумел взорвать электрическую подстанцию. Он взорвал ещё несколько объектов до того, как спустя несколько дней попал в плен к немцам. В течение последующих семи месяцев Байерли содержался в семи различных германских тюрьмах, дважды бежал, но оба раза был пойман.

В начале января 1945 года Байерли ещё раз попытался бежать, на этот раз успешно. Идя в направлении звуков канонады Первого Белорусского фронта, он смог дойти до линии фронта и найти советскую танковую бригаду. Выходя навстречу русским с поднятыми руками и пачкой сигарет Lucky Strike в одной из них, он повторял: «Я — американский товарищ!» Байерли уговорил командование танкового батальона разрешить ему остаться и воевать вместе с ними. Его навыки подрывника и пулемётчика пригодились, и он служил в советском танковом батальоне в течение месяца.

В начале февраля 1945 года Байерли получил тяжёлое ранение и был отправлен в советский госпиталь в Ладсберге. Там его посетил маршал Георгий Жуков, узнавший об американском десантнике и захотевший с ним познакомиться. Байерли попросил Жукова помочь ему вернуться домой, и по приказу Жукова ему выдали официальное письмо для проверки документов на пути в Москву. В феврале 1945 года он добрался до американского посольства в Москве, где узнал, что был объявлен погибшим 10 июня 1944 года.

21 апреля 1945 года Байерли вернулся в Мичиган, а через две недели праздновал победу в Чикаго.

Джозеф Байерли – отец бывшего (в 2008—2012 годах) посла США в России Джона Байерли.

Иван Итон: русский герой «Дня Д»

Иван Итон

Генерал-майор русского происхождения Иван Итон был офицером армии США, сыгравшим значительную роль во время Второй мировой войны, особенно во время кампании в Нормандии. Он активно участвовал в планировании операции “Оверлорд”, отвечая за  логистические аспекты операции. 

6 июня 1944 года, в «День Д», генерал-майор Итон был частью руководства, контролировавшего высадку на пляже Омаха. Его 1-я пехотная дивизия столкнулась с сильным сопротивлением немцев, но благодаря усилиям американских героев удалось закрепиться на плацдарме. 

Его присутствие на передовой повышало моральный дух солдат, которые уважали его преданность и мужество. Опыт Итону в предыдущих военных кампаниях помогал ему принимать быстрые и решительные действия в хаотичные первые часы вторжения. Он координировал свои действия с другими союзными командирами для обеспечения бесперебойной связи и поддержки между различными подразделениями.

На протяжении всей кампании в Нормандии генерал-майор Итон был известен своим активным подходом, часто посещая передовые позиции для рекогносцировки ситуации и давая прямые указания. Его руководство распространялось не только на боевые действия, но и на стабилизацию после вторжения, помогая устанавливать линии снабжения и обеспечивать безопасность освобожденных территорий.

Вклад Итона не ограничивался только тактическими и оперативными успехами; он также заботился о благополучии своих солдат, обеспечивая их необходимыми ресурсами для продолжения эффективных боевых действий. Его усилия были отмечены несколькими наградами, отражающими его значительный вклад в успех вторжения в Нормандию.