Текст и фотографии Уильяма Брумфильда.
Город Новгород, с 1999 года официально именуемый Великий Новгород, является выдающимся собранием средневекового русского зодчества. Здесь находятся более пятидесяти церквей и монастырей, построенных с XI по XVII век. В 1992 году это богатство исторических памятников, сосредоточенное в Новгородском кремле (детинце), было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Средневековые летописи впервые упоминают Новгород в период с 860 по 862 год, когда восточные славяне пригласили варяжского вождя Рюрика взять на себя управление их землями. Хотя в конце IX века князья династии Рюриковичей передали власть Киеву, Новгород продолжал контролировать обширные территории Северной Руси.
В 989 году, после официального принятия христианства во владениях киевского великого князя Владимира, Новгород посетил духовный посланник Владимира, епископ Херсонский Иоаким. Епископ сбросил языческие идолы в реку Волхов и заказал строительство первой каменной церкви, посвященной св. Иоакиму и Анне, а также деревянной церкви Святой Софии с тринадцатью «верхами», или куполами.
Политическая история Новгорода была далека от спокойной: город часто бросал вызов своим князьям, включая Рюрика, и участвовал в распрях, раздиравших Киевское государство. Тем не менее, в XI и XII веках Новгород процветал как часть Днепровского торгового пути от Балтийского до Черного моря. Благодаря своему торговому богатству город смог построить цитадель и впечатляющий архитектурный ансамбль с множеством церквей.
Река Волхов, разделяющая город на Торговую и Софийскую (названную в честь Софийского собора) стороны, служила важным связующим звеном для торговли в рамках сети водных путей, простирающихся во всех направлениях. Масштаб этой коммерческой деятельности способствовал появлению грамотных граждан, независимых от Киева и его представителя в Новгороде (обычно брата или сына великого князя в Киеве).
Самый старый сохранившийся и самый впечатляющий памятник города — собор Святой Софии (Божественной мудрости), построенный между 1045 и 1050 годами. Он находится в новгородском детинце, или кремле, на западном берегу реки Волхов. Собор был возведен по заказу новгородского князя Владимира Ярославича, а также его отца, великого князя Ярослава Мудрого, и архиепископа Новгородского Луки.
Логично, что Ярослав, чей собственный Софийский собор в Киеве в это время находился на завершающей стадии строительства, должен был сыграть свою роль в создании новгородской Софии. Новгород был опорой его власти во время правления его отца, великого князя Владимира Киевского.
Построив большие каменные соборы, посвященные Премудрости Божией, в Киеве и Новгороде, Ярослав почтил одну из самых почитаемых святых Православной Церкви и установил символическую связь между двумя крупнейшими городами своего царства и Константинополем.
Кроме того, участие Ярослава было бы необходимо с практической точки зрения. Каменное строительство было редкостью в Новгороде до середины XI века, и собор такого размера и сложности мог быть возведен только под руководством опытных строителей.
Они использовали метод укладки блоков местного грубого серого известняка на раствор из толченого кирпича и извести, что придавало фактурным фасадам розовый оттенок. Узкий кирпич-плинфа использовался для внутренних арок и сводов, а также для других частей, требующих конструктивной точности. Лепнина сначала применялась только в интерьере, который затем покрывался фресками, написанными местными мастерами и мастерами из Греции и Балкан.
Внешние стены собора сохраняли очень текстурированный внешний вид даже после оштукатуривания раствором, который очевидно применялся для сглаживания неровностей. Самое раннее упоминание о побелки стен встречается в Новгородской летописи от 1151 года.
Новгородский собор включал закрытые галереи – гульбища, пристроенные к северному, западному и южному фасадам. Первоначально задуманные как одноэтажные, галереи в процессе строительства собора стали неотъемлемой частью конструкции на обоих уровнях. Северная и южная галереи содержат часовни на первом этаже, а западная галерея – круглую башню с лестницей, ведущую на верхние уровни и хоры – галерею основного объема.
На фасаде над западным порталом сохранились фрагменты средневековой фрески, изображающей Ветхозаветную Троицу. Сам портал украшен бронзовыми Магдебургскими (или Сигтунскими), дверями, изготовленными в Магдебурге в 1050-х годах и захваченными новгородскими воинами в 1117 году в качестве трофея из варяжской крепости Сигтуна.
Кульминацией новгородского Софийского собора является ансамбль куполов, первоначальная форма которых была более пологой по сравнению с нынешними шлемовидными куполами. Этот проект представляет собой один из самых впечатляющих моментов в средневековой русской архитектуре. Купол над центральным переходом выделяется по высоте и диаметру, однако четыре дополнительных купола расположены настолько близко, что кажутся частью единого, тщательно продуманного целого. Конструкция собора служит замечательной основой для куполов благодаря отсутствию поверхностного декора и использованию только самых простых архитектурных элементов.
Закомары (полукруглые фронтоны) над галереями перекликаются с четко прорисованной линией крыши главного здания с его арочными и заостренными фронтонами.
Акцент на высоте сохраняется и в интерьере, где опоры главных нефов устремляются прямо к цилиндрическим сводам потолка. Новгородские летописи свидетельствуют, что интерьер расписывался фресками на протяжении нескольких десятилетий. Согласно Третьей Новгородской летописи, вскоре после завершения строительства «царьградские (константинопольские) иконописцы» написали Христа с поднятой в благословении рукой (вероятно, образ Пантократора в центральном куполе) и другие изображения Спасителя. При подробном исследовании интерьеров были обнаружены фрагменты работ XI века, включая полноразмерные изображения императора Константина и Елены, а также фрески начала XII века.
Большая часть оригинальной росписи интерьера исчезла в результате многовековых реставраций. Нынешние фрески датируются в основном XIX веком. В Новгородском соборе не было сложной мозаики, характерной для крупных церквей Киева до середины XII века, однако на полу и в алтарном пространстве декоративная мозаика присутствовала.
Софийский собор окружен множеством исторических памятников, среди которых массивная колокольня собора (XV-XVIII вв.), Часовая башня (датируемая 1670-ми годами) и Архиерейские палаты, также известные как Грановитые палаты, первоначально построенные в 1430-х годах и значительно перестроенные в XIX веке. Крепостные стены и башни были сохранены и восстановлены до внешнего вида XV века, хотя некоторые башни датируются концом XIII века.
На юг от Софийского собора расположен гигантский колокол-памятник, известный как «Тысячелетие России». Этот памятник, спроектированный скульптором Михаилом Микешиным и другими, был открыт в 1862 году в честь тысячелетия со дня основания династической власти в древней Руси.
На вершине памятника находится массивный бронзовый глобус, увенчанный ангелом, держащим крест. Вокруг сферы расположены шесть скульптурных групп, символизирующих ключевые моменты в истории российской государственности: от Рюрика, основателя первой династии, до Петра Великого, основателя Российской империи. В нижней части колокола изображены сцены с выдающимися деятелями духовной, культурной, государственной и военной службы. Примечательно, что среди них отсутствует царь Иван Грозный, который разграбил Новгород и убил многих его жителей в 1570 году.
Книга Уильяма Брумфилда “Journeys through the Russian Empire” (“Путешествия по Российской Империи”) доступна на Amazon.
На рубеже двадцатого века фотограф Сергей Прокудин-Горский запечатлел Российскую империю, претерпевающую изменения вызванные индустриализацией и строительством железных дорог. Он разработал новейший для того времени метод создания цветных изображений на стеклянных пластинках. Его работы, запечатлевшие жизнь в императорской России, уникальны.
В 1918 году Прокудин-Горский уехал из России, забрав почти 2000 стеклянных негативов. В 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела его коллекцию, которая стала важным источником для изучения дореволюционной России.
Уильям Крафт Брумфилд, ведущий специалист по русской архитектуре, начал работать с фотографиями Прокудина-Горского в 1985 году, курировал первую выставку в США и аннотировал коллекцию. В книге «Путешествия по Российской империи» он сопоставляет свои фотографии с работами Прокудина-Горского, исследуя сохранность архитектурного наследия России. Богато иллюстрированный том включает около 400 изображений, представляющих уникальное свидетельство двух выдающихся фотографов и их вклада в вопросы сохранения и культурной памяти.