Top.Mail.Ru

«Американский православный вестник» – старейший миссионерский журнал Русской Америки

В статье описана эволюция ведущего периодического издания русской миссионерской епархии в США за период его деятельности до 1917 г. Рассмотрены предпосылки создания журнала, представлен его редакторский состав, приведены цели и задачи издания, раскрыта его тематика, отмечены наиболее интересные статьи. Освещена роль журнала в духовной, культурной и общественной жизни русских иммигрантов.

Автор: Marina G. Dymova

Началом регулярной издательской деятельности русской православной миссии непосредственно на территории США можно считать 1896 г., когда в Нью-Йорке начал издаваться журнал «Американский Православный вестник».

К тому времени архиерейская кафедра официально была переведена из Ситки (Аляска) в Сан-Франциско, епархия выросла как числом верующих, так и приходов[1]. Назрела необходимость создания официального печатного органа Миссии, чтобы наладить совместную просветительскую работу (была большая территориальная разбросанность приходов) миссионеров через печатное слово, информировать русских американцев, в основном выходцев из карпатской Руси, о событиях духовной, культурной и общественной жизни миссии и страны, в которой им предстояло жить и работать.

Первым редактором и составителем программы журнала был священник Александр Хотовицкий. После его отъезда в Россию в 1914 г. журнал возглавил протоиерей Леонид Туркевич (с 1950 г. – митрополит Леонтий, глава митрополичьего округа), ставший до 1917 г. редакторомиздателем журнала[2].

Протоиерей Александр окончил Петербургскую духовную академию, в 1895 г. был направлен на миссионерскую работу в Америку, где проявил себя как выдающийся пастырь, проповедник и издатель. В Американской миссии он был секретарем епархиального управления, ближайшим помощником церковных иерархов, принимал участие в создании 12 восточноамериканских приходов, после возвращения в Россию был ключарем храма Христа Спасителя в Москве, позднее репрессирован и расстрелян в 1937 г. Прославлен в лике священномучеников[3].

«Нужда в печатном слове, – писал он, – насущная нужда нашей миссии. Именно теперь, когда вековой работой этой миссии Православное дело развернуто далеко за пределы скромного района, в котором оно началось, сила, на громадное протяжение, простирающая влияние известных принципов и объединяющая людей, раскинутых по необозримым пространствам земного шара, общностью проводимой идеи, служит самым незаменимым сотрудником в деле проповеди. Без нее это дело по необходимости замыкается в узкие границы, требуя и более упорного и несравненно более продолжительного труда»[4]. Он получил благословение на издательскую деятельность у правящего в то время архиепископа Николая (Зиорова). Протоирей Александр так вспоминает обстановку, в которой рождался новый журнал: «В самом Нью-Йорке не было ни одной общественной русской типографии… „доморощенные“ наборщики ощупью доискивались путей, как умножить и напечатать 16 страниц „Вестника“, когда редактор сам только еще вступил на берег чужой земли прямо со школьной скамьи и очутился в незнакомых условиях жизни, – другая земля, другой язык, – когда не с кем было совет держать, когда съезд и соборное служение трех священников считалось редкостью и приезд в Нью-Йорк русского Архиерея с запада являлся событием, о котором печатали американские газеты целые страницы…»[5].

Протоиерей Леонид Туркевич приобрел известность как редактор «Американского православного вестника» в период с 1914 по 1917 и с 1922 по 1930 г. После окончания в 1900 г. Киевской духовной академии он преподавал в Курской и Екатеринославской духовных семинариях. В 1905 г. он принял священство в Почаевском монастыре, после чего занял скромное место приходского священника в Кременце. В 1906 г. архиепископ Тихон (Белавин) (будущий св. Патриарх Московский и всея Руси) предложил ему возглавить только что созданную православную духовную семинарию в г. Миннеаполисе в США (шт. Миннесота). С этого времени его жизнь была всецело связана с жизнью и возрастанием Американской православной церкви. Как редактор«Американского православного вестника», он стал главным церковным провозвестником и идеологом на последующие 16 лет, сотрудничая и с другими американскими русскими изданиями духовно-просветительского направления[6].

С самого своего основания журнал поставил перед собой следующие цели:

«– возвещать в инославной среде догматическую и историческую правду Православия, как путем раскрытия положительного учения Церкви, так и путем разъяснения и опровержения заблуждений противников;

– защищать правоту русского Православия от неприязненных выходок некоторых местных газет, враждебно относящихся к успехам русских миссионеров в этой стране;

– всем православным – переселенцам из

«старого края» – внушать чувства любви и преданности своей вере и родине;

– приобщая путем печати этих людей к жизни родного народа, одновременно и в читателях Старого Света вызывать участие к жизни и быту их далеких земляков;

– постепенно знакомить местных иностранных читателей-американцев с действительным типом русского человека, с духом и обычаями русской страны, вселяя в американской среде – на место предубеждения – симпатии к нашему родному народу»[7].

Журнал выходил два раза в месяц, с июля 1915 г. – еженедельно, значимые статьи богословского, догматического плана печатались параллельно на русском и английском языках. К концу первого года выпуска первоначальный объем издания увеличился почти вдвое, улучшились условия труда в самой типографии[8].

Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке

С 1902 г. английский текст в журнале, печатавшийся параллельно с русским, выделяется в особые ежемесячные приложения к журналу, небольшого формата, объемом в 32 страницы под названием «Russian-American Orthodox Messenger». Это объяснялось избежанием ряда неудобств, связанных с версткой журнала. Русский вариант издания остался верным прежней программе, кроме того, были усилены некоторые разделы, в частности, раздел о развитии миссии, а также обозрение событий из инославной церковной жизни и раздел «Из печати и жизни», посвященный взаимному обмену событиями, происходящими в современной истории и жизни как в Америке, так и в России: это было сделано для того, чтобы журнал был интересен как русским, так и американским подписчикам.

Журнал Американский православный вестник (Номер за июнь 1917)

Журнал был адресован прежде всего пастырям-миссионерам, а также русским переселенцам, чтобы они могли узнать «родное печатное слово, приобщающее и их душу к жизни родного народа»[9], российским читателям, интересующимся жизнью православной миссии в Америке, и инославным христианам, желающим ознакомиться с основами православного вероучения. Отец Александр изредка сетовал на большую загруженность, вызванную его непосредственным служением (он был настоятелем русского кафедрального собора в Нью-Йорке) и прочей издательской деятельностью, которая была необходима – печатанием миссионерских листков, календарей, брошюр, опасаясь, что это будет отражено на качестве издания «Американского православного вестника», но от лица журнала как серьезного миссионерского издания не отказывался никогда. В этом его поддерживали и архипастыри. Так, архиепископ Тихон (Белавин), возглавлявший епископскую кафедру Америки с 1898 по 1907 г., на частном съезде духовенства, когда один миссионер предложил «освежить издание анекдотами, шарадами и ребусами и таким образом привлечь подписчиков премиями за решение загадок», отметил: «Уж не набедренниками ли прикажете награждать за решение ребусов? Оставьте миссии „Вестник“ как он есть. Помогайте лучше редакции статьями, трудами. Для легкого чтения довлеет и газет»[10]. Он всегда утешал редактора, когда тот скорбел о нехватке времени и средств на издание журнала: «Не печальтесь – он для Миссии хорош. Может быть лучше? Кто спорит, но где средства и силы найдешь?»[11].

Авторами и сотрудниками «Американского православного вестника» были в разное время епископ Николай (Зиоров), архимандрит (впоследствии епископ) св. Рафаил (Хававини) – глава Сирийской миссии, священник Александр Немоловский, иеромонах (впоследствии архиепископ) Арсений (Чаговец), священномученик Иоанн Кочуров, священник Венедикт Туркевич, священник Иоанн Недзельницкий. Священник св. Алексий Товт рассказывал на страницах журнала о положении Церкви в Австро-Венгрии, откуда происходила значительная часть читателей[12]. И, конечно, сами редакторы, размещавшие на страницах журнала не только свои статьи, но и собственные стихи. Все они были активными деятелями миссии.

Что касается тематики журнала, редактор А. Хотовицкий так писал о ней: «Много статей по вопросам богословия, по преимуществу сравнительного, русских ученых, впервые стали известны иностранному миру через страницы нашего „Вестника“, как с другой стороны большим подспорьем явился он и для наших отечественных богословов и церковных писателей в России справками о церковной жизни и течениями среди инославных христианских общин и изображением состояния и роста нашей миссии»13. Наряду с многочисленными статьями по догматике и сравнительному богословию на страницах журнала публиковался богатый материал по истории православной миссии в Америке. Освещались важные события местной церковной жизни, публиковались отчеты о состоянии дел в различных викариатствах – Аляске, Канаде. Размещал он на своих страницах и протоколы съездов делегатов от братств, входящих в состав Православного общества взаимопомощи, освещая положение дел на съездах представителей славянской печати в Америке. Так, во втором номере за 1917 г. освещалась работа съезда славянских журналистов Нью-Йоркского штата, который состоялся 23 ноября 1916 г. в Русском народном доме св. кн. Владимира (Нью-Йорк). Идея созыва съезда зародилась у славянских журналистов, увлеченных мыслью о возможности скорой организации всей славянской печати в США. На съезде отмечался недостаток единства у славян. Ближайшей задачей Союза было «основание Славянского бюро печати»[14]. Публиковались уставы новых организаций – Общества ревнителей православия в С. Америке, Русского клуба в Америке, соответственно в № 3 за 1912 г. и 26 за 1915 г. На страницах пятнадцатого номера журнала за 1912 г. обсуждалась идея создания Русского эмигрантского дома в Нью-Йорке. Широко освещались открытие Северо-Американской духовной семинарии (№ 2 за 1913 г.) и Спрингфилдского сиротского приюта в память прот. Алексия Товта (№ 23 за 1915 г.). Статьи снабжены качественными фотографиями. Необходимо отметить наиболее интересные материалы и публикации. В 1896 г. на страницах первого номера журнала размещены сведения о распространении православия в Америке, приведены данные о количестве православных верующих, их национальном составе[15]. Затрагивалась сфера хозяйственной деятельности, например, обсуждалось, как облегчить нехватку продовольственных ресурсов для алеутов в связи с суровыми климатическими условиями края. В № 5 за 1899 г. в статье «Агрикультура на Аляске» рассматривался вопрос, нельзя ли развить на Аляске огородничество, хлебопашество и другие сельскохозяйственные виды деятельности[16]. На страницах журнала подробно описывалось знаменательное для православных верующих событие – торжественное освящение русского православного храма в Нью-Йорке в 1902 г. Фотография, сопровождающая статью, посвященную этому событию, подтверждала мнение американцев, что здание храма – одно из красивейших в городе. Приводились описание внешнего вида храма и его внутреннего убранства[17].

В 1912 г. редакции была подана интересная и исторически важная идея – увековечить историю православной миссии в Америке посредством издания памятной книжки. В № 1 за 1912 г. было опубликовано обращение епископа Аляскинского Александра, разосланное циркулярно по всему духовенству С.-Американской епархии. В книжке предполагалось 2 части:

«1) миссия в ее прошлом и 2) современное положение С.-Американской миссии (на основании сведений из приходов)»[18]. К сожалению, эта идея в связи с известными событиями 1917 г. так и не воплотилась в жизнь.

Уделялось внимание и американской культуре, читателей знакомили с обычаями, нравами этой страны. В рубрике «Американские праздники» в № 7 за 1897 г. рассказывалось о происхождении и истории Дня благодарения. В свою очередь, и американцев знакомили с произведениями русской культуры. Например, в № 15 и 16 за 1916 г. появилась статья искусствоведческого направления, рассказывающая о настенной живописи Виктора Васнецова в Киевском соборе св. князя Владимира[19]. Текст давался параллельно на русском и английском языках.

В 1913 г. в журнале открылась серия публикаций о концертах Русской певческой капеллы для американской публики. В лучшем музыкальном зале «Эолиан» состоялся первый общественный церковный концерт капеллы кафедрального собора в Нью-Йорке под управлением И. Т. Горохова[20]. Хор «познакомил американскую публику с духом и молитвенным характером русской церковной музыки и теми сокровищами, какие принесли в эту область музыкального творчества наши русские композиторы»[21]. Успехи капеллы (это был хор мальчиков от 8 до 10 лет) стали известны по концертным выступлениям в самых больших залах Нью Йорка и других городов, а также у президента США Вудро Вильсона в Белом доме в Вашингтоне. Программы состояли из духовного и светского отделений[22].

С 1915 г. появляется ряд статей, посвященных «женскому вопросу»: о женском образовании, создании Женского общества взаимопомощи[23]. 1/14 сентября 1915 г. была открыта Высшая женская школа в Бруклине. Архиепископ Платон отмечал на страницах журнала: «Со временем этим девушкам предстояло занять место образованных американских славянок среди граждан нашей страны; причем будучи преданы своей церкви, оне должны бы быть также преданы нашей республике, как американки. Им предстояло сделаться факторами в ее жизни и развитии…»[24].

Журнал размещал библиографические обзоры книг духовной и светской тематики, изданных в США. В 1897 г. в № 8 на его страницах отмечалось, что Нью-Йоркский официальный орган «The Churchman» издал книгу с рядом извлечений из трудов о. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», снабдив ее краткой характеристикой личности и деятельности о. Иоанна на основании отрывков из предисловия к лондонскому изданию. Сам о. Иоанн в своем письме к переводчику очень сочувственно отнесся к намерению перепечатать в этом издании отрывки своих трудов[25].

В 1913 г. журнал представил «Русско-американский православный календарь на 1913 г.», составленный протоиереем В. И. Туркевичем. Данное издание было интересно тем, что в нем большое место было отведено справочному отделу, необходимому в обиходе русских людей в Америке[26].

В № 8 за 1915 г. в статье редактора Л. Туркевича говорилось о взаимодействии культур Западной и Восточной Европы посредством издания новой 20-томной книжной серии «The Slavonic Classic»[27]. В издании должны были быть представлены лучшие произведения славянской литературы на английском языке, иллюстрированные лучшими мастерами славянского искусства. Интересен ряд книжных обзоров иеромонаха П. (автор подписывался инициалом) в номерах за 1916 г., где он отмечал, что издательские фирмы в Америке стали громче и шире рекламировать русских писателей в английском переводе и выпускать новые издания по русской литературе. Например, “Frederick A. Stokes”. издала „Мертвые души“ Гоголя, Jane Lane  напечатала „Смерть Ивана Ильича“ Л. Толстого, Henry Holt and  выпустила курс „Русской литературы“ в одном томе (256 с.). Alfred A. Knopf обещает периодически издавать произведения лучших современных русских писателей»[28].

«Американский православный вестник» представлял на своих страницах новые, родственные по духу, периодические издания, выходившие в Северной Америке и Канаде. Среди них – газета для православных карпатороссов «Свет», ставшая впоследствии официальным печатным органом Русского православного кафолического общества взаимопомощи, «Канадийская нива» – орган православной миссии в Канаде, газета «Русский эмигрант», ставившая своей целью укрепление патриотизма в русских переселенцах в Северной Америке, газета «Православный русин», журнал

«Ревнитель Православия», ставший позднее органом Православного женского общества взаимопомощи, патриотическая газета «Русская земля», поводом к созданию которой послужила Первая мировая война, «Школьник» – ежемесячник для детей и юношества. В 1916–1917 гг. в издательских проектах были церковно-исторический журнал

«Православная Аляска» и широко обсуждаемая возможность выхода богословско-проповеднического журнала для пастырей, с предполагаемым названием «Проповеднически-практический венок Северо-Американской православной миссии».

Весной 1917 г. появляются статьи, освещающие положение дел в Американской епархии в связи с событиями Февральской революции. В № 15 за 1917 г. сообщалось, что архиепископ Евдоким опустил обычное упоминание императорской фамилии в Кафедральном соборе, это комментировать как отступление от древнейшего обычая православного богослужения[29]. В № 18 за 1917 г. было размещено объявление о том, что «С.-Амер. Духовное Правление по распоряжению Его Высокопреосвященства, назначает День Празднования Нового Правительства и объявления полной свободы в Русской Земле – 7(20) мая с. г.»30. Начинался кризисный период нестроений и раздоров в Американской епархии из-за последовавших вскоре трагических событий в России…

Завершая рассказ о деятельности журнала в предреволюционный период, можно сделать следующие заключение. К 1917 г. «Американский православный вестник» успешно справился с поставленными перед ним задачами. Он вмещал в себе все, что касалось жизни и запросов православной миссии. Труды по догматическому и сравнительному богословию, публиковавшиеся в журнале и часто имевшие параллельный английский перевод, нужны были не только для духовного образования православных миссионеров; они помогали знакомиться с основами учения православной церкви инославным христианам. Кроме того, все более или менее значительные события в жизни Северо-Американской епархии находили отражение на его страницах. Важнейшие распоряжения священноначалия по епархии, статьи об открытии новых приходов, школ, приютов, духовных учебных заведений, клубов, обществ и читален, путевые заметки миссионеров, обзоры духовной и светской литературы, а главное – постоянная обратная связь с читательской аудиторией, – все это помогало русским американцам быть более сплоченными и защищенными в духовно-нравственном аспекте от тех невзгод, с которыми им приходилось сталкиваться на чужбине. Наряду с этим и сами американцы знакомились с русской духовной культурой, которая становилась для них открытием, так как раньше познания о православии исчерпывались у них мифами и невероятными домыслами. Уже такой факт, как необычайный успех у американской публики в разных городах континента концертов русского духовного и классического хорового пения, говорит о многом. Журнал, несомненно, сыграл большую роль в содействии развития православия в Новом Свете.

Ссылки:

1 Григорьев Д. От древнего Валаама до Нового Света: рус. православ. миссия в Северной Америке. М.: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-та, 2007. С. 45.

2 Троицкий А. Американский православный вестник // Православ. энцикл. М., 2001. Т. 2. С. 163; То же. URL: http: // www. pravenc. ru (дата обращения 16. 03. 2012).

3 Григорьев Д. Указ. соч. С. 57.

 4 Хотовицкий А. К читателям // Амер. православ. вестн. 1896. № 1. С. 2.

5 Его же. В своей хате: «Post Mortem» // Там же. 1914.

№ 4. С. 73.

6 Schmeman A. Metropolitan Leonty // Orthodox America: 1794–1976 / gen. ed. C. J. Tarasar. Suosset (N. Y.), 1975. P. 232; То же. URL: http: // www. schmemann. org (дата обращения 16. 03. 2012).

7 Хотовицкий А. К читателям. С. 1.

8 От редакции: по поводу первой годовщины из- дания // Амер. православ. вестн. 1897. № 1. С. 2.

9 Хотовицкий А. К читателям. С. 3.

10 Его же. В своей хате: «Post Mortem». С. 74.

11 Там же.

12 Троицкий А. Указ. соч. С. 67.

13 Хотовицкий А. В своей хате: «Post Mortem». С. 74–75.

14 Съезд славянских журналистов Нью-Йоркского штата // Амер. православ. вестн. 1917. № 2. С. 25–26.

15 Несколько сведений о православии в Америке // Там же. 1896. № 1. С. 11.

16 Агрикультура на Аляске // Там же. 1899. № 5. С. 154–156.

17 Хотовицкий А. Торжество освящения русского православного храма в Нью-Йорке // Там же. 1902. № 22. С. 460–467.

18 Неотложное дело // Там же. 1912. № 1. С. 11.

19 Хагберг Райт Ч. Стенная живопись Виктора Васнецо- ва в Киевском соборе св. князя Владимира // Там же. 1916.

№ 15. С. 227–232; № 16. С. 246–248.

20 Церковный концерт // Там же. 1913. № 3. С. 55.

21 Там же. С. 56.

22 Русская музыка в Америке // Там же. 1915. № 35. С. 538.

23 Миссия и работа в ней женщины // Там же. № 24. С. 375–376.

24 Первый русский православный женский колледж в Бруклине, N. Y. // Там же. 1916. № 4. С. 61.

25 Книга о. Иоанна Кронштадтского в Америке // Там же. 1897. № 8. С. 274.

26 Календарь о. В. Туркевича: обзор // Там же. 1913. № 4. С. 72–77.

27 Туркевич Л. «The Slavonic Classic» // Там же. 1915. № 8. С. 136–138.

28 Интерес к русской литературе: (из библиогр.) // Там же. 1916. № 2. С. 26–27. Подп.: иеромонах П.

29 Имя Царя опущено в русской службе // Там же. 1917.

№ 15. С. 244.

30 Объявление от Северо-Американского Духовного Правления // Там же. № 18. С. 288.

Источник: ссылка