Русская деревня в Глендейле, штат Аризона, представляет собой уникальный элемент культурной и аграрной истории США. Основанная в начале XX века молоканами, бежавшими от религиозных гонений из России, она является значимой страницей в истории русской эмиграции. Деревня повторяла традиционную для русских сельскохозяйственных поселений планировку: длинные узкие участки с домами вдоль одной улицы. Изначально молокане занимались выращиванием сахарной свеклы, но во время Первой мировой войны расширили своё производство, включив молочные хозяйства и выращивание хлопка. Однако позже деревня начала приходить в упадок из-за экономических проблем и притока нерусских жителей, что привело к сегодняшнему состоянию её субурбанизации и утрате первоначальной русской культурной идентичности.
Русская молоканская деревня в Глендейле является уникальным примером российско-американского культурного наследия. Основанная в начале XX века русскими молоканами, она стала свидетельством их переселения из России в США из-за религиозных разногласий с Русской Православной Церковью. Изначально поселившись в Калифорнии, некоторые семьи впоследствии переехали в Глендейл.
В Глендейле была создана деревня с типичной для русских сельских населённых пунктов планировкой, включающей удлинённые узкие участки и дома, расположенные вдоль одной центральной улицы. Эта деревня, построенная в соответствии с традициями исторической родины, со временем утратила свою уникальную структуру из-за различных причин, включая экономические трудности и демографические изменения.
Подход молокан к аграрной деятельности в их общине в Глендейле заслуживает особого внимания. Им пришлось приспосабливаться к новым агротехнологиям, в частности, к ирригационному земледелию, что сильно отличалось от привычных для них методов сельского хозяйства в России. Изначально они сосредоточились на выращивании сахарной свёклы, но с началом Первой мировой войны перешли на молочное производство и хлопководство. Этот шаг по диверсификации производства сыграл важную роль в поддержании благополучия их сообщества в период между мировыми войнами.
Несмотря на первоначальный успех, молоканская деревня в Глендейле позже столкнулась с упадком. Экономические трудности, вызванные кризисом на хлопковом рынке, сокращение численности населения и зависимость от внешних ресурсов привели к стагнации и последующему спаду общины. [1].
Построенная в 1950 году первая русская молоканская церковь стала значимым историческим объектом, расположенным по адресу 7402 Griffin Ave. Она охраняется Историческим обществом Глендейла как культурный памятник, символизируя непрерывное присутствие и влияние молоканской общины в этом районе.
Русское молоканское кладбище отражает наследие и традиции этой общины. Его планировка характерна для аризонского ландшафта: просторная и плоская, с могилами, украшенными как традиционными деревянными молоканскими крестами, так и более новыми гранитными памятниками. Надписи на старых деревянных крестах уже трудно читаемы, что придаёт кладбищу особую атмосферу исторической загадочности. Такие фамилии, как Толмачёв и Попов, часто встречающиеся в молоканском сообществе, можно всё ещё увидеть на побелевших гранитных надгробиях.
Территория Молоканской деревни в Глендейле, сейчас населена в основном не молоканами и переживает субурбанизацию, ведущую к исчезновению следов когда-то русского поселения. В результате уникальная русская культурная атмосфера, ранее присущая этим местам, практически исчезла, сохранившись только в воспоминаниях нескольких старожилов. Тем не менее, Молоканская деревня в Глендейле по-прежнему остаётся важной страницей в истории русской иммиграции и развития общин соотечественников на американском Западе[2].
Книга Александра Молодина:
«Там русский дух… там Русью пахнет!»: сто особенных мест в США.
Книга рассказывает о богатом культурном наследии русскоязычной диаспоры в Соединённых Штатах, охватывая её историю с первых поселенцев Русской Америки до современности. В ней подробно описаны вклад русских эмигрантов в развитие американского общества, создание уникальных поселений, памятников, храмов и культурных центров, а также влияние на искусство, науку и общественную жизнь страны. Особое внимание уделяется сохранению и популяризации русского культурного наследия через музеи, мемориалы и коллекции исторических ценностей и произведений искусства. Издание предлагает глубокий анализ взаимодействия русской культуры с американской средой и её непрерывного вклада в культурное многообразие США.
1. Marshall R. Bowen. A Russian Farmers’ Village in Glendale, Arizona//molokane.org (Электронный ресурс) URL:https://www.molokane.org/places/USA/Arizona/Bowen/index.html (Дата доступа: 13.02. 2024
2. Bowen, M.E., 2006. Two Russian Molokan agricultural villages in the Intermountain West. Yearbook of the Association of Pacific Coast Geographers, 68(1), pp.53-78.