Top.Mail.Ru

Русский Иван и белые эмигранты: как соотечественники сражались за США

27 мая в США празднуют День Поминовения (Memorial day), посвящённый памяти американских военнослужащих, погибших в боевых действиях и вооружённых конфликтах. На американской стороне довелось сражаться в том числе нашим соотечественникам — русскоязычным гражданам, для которых Штаты стали новым домом или оплотом. Данные исторические факты малоизвестны, оттого столь интересны для изучения.   

Гражданская война: генерал Иван Турчанинов

Иван Турчанинов в США более известен как Джон Бэйзил Турчин. Полковник Русской императорской армии, он мигрировал в США, где дослужился до генерала и принимал участие в Гражданской войне между северными и южными штатами (1861–1865 годы). 

Иван Турчанинов родился в семье донских казаков. Окончил петербуржский Первый кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище, после чего был принят в Императорскую гвардию. За участие в Крымской войне и топографическую съемку балтийского побережья был награжден орденом и чином полковника гвардии. Обладая ярким военным талантом, к 1856 году сделал отличную военную карьеру, заняв пост начальника штаба корпуса в Польше. Но вместе с супругой неожиданно эмигрирует в США. 

Из его переписки с философом-революционером Александром Герценом можно сделать вывод, что отправиться на другой край земли Турчанинова заставило подвижническое желание поучаствовать в строительстве молодой демократической страны. Он критикует общественно-политическое устройство в России, в том числе крепостное право. Чин российского подполковника он сохранил, однако со службы в русской армии, конечно же, был исключён. В Санкт-Петербурге эмиграцию Турчанинова расценили как дезертирство. 

В Америке адаптировал своё имя на американский манер — Джон Бэйзил Турчин. С началом Войны Севера и Юга в чине полковника вступил в ряды федеральной армии северян и принял командование над 19-м Иллинойсским пехотным полком. Его полк характеризовали как один из самых боеспособных и дисциплинированных — вероятно, сказывалась русская военная муштра. Вскоре Иван Турчанинов командовал уже бригадой из четырёх полков. 

В 1962 году Турчанинов чуть было не лишился военной карьеры. К тому времени его отношения с армейским руководством разладились — бывший русский офицер открыто критиковал генерала Бьюэлла, которому он подчинялся, за владение рабами и сговор с южанами. Ответный жест со стороны Бьюэлла не заставил себя ждать: после взятия Атенса (Алабама) Турчанинова обвинили в разграблении города и отдали под военный трибунал. Офицера спасло покровительство со стороны президента Авраама Линкольна. Последний в ходе судебного процесса присвоил ему звание бригадного генерала, что аннулировало решение суда об отставке. По законам того времени, местный армейский арбитраж не имел юрисдикции над генералами. Из зала суда уже генерал американской армии вышел свободным. 

Иван Турчанинов стал первым (и единственным по сей день) выходцем из России, дослужившимся в американской армии до звания генерала. 

Знаменательной для бывшего русского офицера стала битва при Чикамоге в 1863 году. Северяне терпели поражение и отступали, тогда генерал Турчанинов повёл свою бригаду в контратаку и прорвал линию южан. Оказавшись в тылу противника, он развернул бригаду и второй раз прорвал линию врага, пленив порядка 300 солдат армии Конфедерации и захватив несколько артиллерийских орудий. Подвиг Турчанинова вошёл в американскую историю как «Турчинская атака в тылу врага». В том же году генерал повёл своих солдат в бой при Чаттануге — и здесь его ждал успех, который закрепил за северянами стратегическую инициативу на западном фронте.  

В 1864 году Турчанинов был вынужден покинуть военную службу из-за проблем со здоровьем. В отставке написал ряд исторических работ о Гражданской войне в США — систематизированный им военный опыт был использован в составлении образовательных программ для военных учебных заведений Америки. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Турчанинов написал Александру II прошение о разрешении вернуться на родину. Но получил отказ. Последние годы жизни американского генерала были омрачены бедностью. В США он прожил до самой смерти в 1901 году. Был похоронен с воинскими почестями, его могила на военном кладбище в Иллинойсе содержится за государственный счёт. 

Вторая мировая война: плечом к плечу против коричневой чумы

Много русских иммигрантов воевали в армии США во Второй мировой войне, приближая победу над фашизмом вместе с союзническими войсками. В Вашингтоне, округ Колумбия, проживает ветеран и свидетель той войны, потомок белой иммиграции — Игорь Николаевич Белоусович. Вот как вспоминает он свою службу:

“Кажется, это было в 1943-м. Тогда в армии были разные учебные программы для студентов, и с учетом происхождения меня послали на курсы переводчиков изучать русский язык в Сиракьюсский университет в штате Нью-Йорк. Но, побеседовав со мной, руководитель славянского отдела убедился, что русский я знаю достаточно хорошо, и меня перевели на курсы немецкого. А потом армии в Европе понадобилось пополнение, все оборвалось, нас распределили по военным частям, и я оказался в 69-й пехотной дивизии простым ефрейтором. В конце 1944 года ее перебросили сначала в Англию, потом на фронт недалеко от бельгийско-немецкой границы. Там шла настоящая война, немцы вели наступление в Арденнах. Затем был прорыв, и наши части стали быстро продвигаться по Германии на восток. Последним военным действием для меня стало взятие Лейпцига.” (источник)

Вьетнамская война: потомки белых эмигрантов на стороне США 

Все знают, что во время Вьетнамской войны советские вооружённые силы стояли за местными повстанцами, таким образом обеспечивая стратегические военно-политические интересы СССР в Юго-Восточной Азии. Но мало кто осведомлён, что на другой стороне вооружённого противостояния принимали участие несколько десятков потомков белых эмигрантов — те, чьи семьи в своё время эвакуировались в Китай, оттуда на Филиппины, а следом — в Австралию или США.  

Сохранились воспоминания внука офицеров Русской императорской армии Александра Ильина:

«В 1965 году мне исполнилось 20 лет. Тогда во Вьетнаме шла война. Я ещё студент, и мне дают отсрочку до окончания колледжа, а в 1967 году призывают в армию. Попадаю в подготовительный батальон, и вот, в январе 1969 года, меня отправляют во Вьетнам в действующую часть, полевым радистом…

Здесь не было линии фронта, не было тыла. Опасность поджидала везде, даже в собственном туалете. Зная любовь европейцев к туалетам с сидениями, вьетконговцы изобрели нехитрое приспособление. Обыкновенная коса, кусок резины и придерживающая её палочка. Когда ты садишься на сидение, палочка ломается — и коса входит в тебя по самый аппендицит. Нож, резина и натянутая леска — это уже мина индивидуального действия на тропе, где леску практически заметить невозможно. Вообще, партизанская война — самая страшная. Сегодня вьетнамец гостеприимно тебя принимает, а ночью поджидает на тропе, минирует дорогу».
Кадр из фильма «Охотник на оленей»

А вот свидетельства другого потомка русских эмигрантов, офицера-добровольца ВВС Австралии Евгения Конашенко: 

«Я был офицером по снабжению 9-й вертолетной эскадрильи RAAF на авиабазе Вунгтау. Отправился во Вьетнам 28 апреля 1968 года, моё звание тогда было Flight Lieutenant (капитан). 1 января 1969 года повышен в звании до Squadron Leader (майор). В мои обязанности входило снабжение запчастями, необходимыми для поддержания вертолетов в боевой готовности. Я должен был также позаботиться о том, чтобы оружие, пуленепробиваемые жилеты, бронеспинки, боеприпасы и тому подобное всегда были под рукой у персонала эскадрильи. Большая часть снаряжения предоставлялась американцами. Временами было необходимо летать на другие базы ВВС США в поисках вещей, необходимых эскадрилье. Иногда, несмотря на тот факт, что запасные части были заказаны заблаговременно, их доставка со склада в Сайгоне задерживалась, или же что-то «терялось» при перевозке».

Многие русскоязычные участники вьетнамской военной кампании, сражавшиеся против коммунистов на стороне Южного Вьетнама, пали в боях. Точное их количество неизвестно. Быть может, когда-нибудь их имена будут воссозданы историками.

Участие русскоязычных граждан в войне во Вьетнаме получило отражение и кинематографе — в 1978 году в прокат вышел фильм  The Deer Hunter («Охотник на оленей») с Робертом Де Ниро в главной роли. В киноленте показаны истории нескольких американцев русского происхождения — переселенцев, которые давным-давно стали американскими гражданами, и тем не менее не утратили своих культурных связей с исконной родиной. Камера фиксирует быт, традиции и обряды героев, а лейтмотивом идёт мысль: вовсе не обязательно жить на родине, чтобы чтить и хранить культуру предков. Надо сказать, в СССР кинокартину раскритиковали и не стали закупать в прокат, а режиссёра Майкла Чимино и сценаристов обвинили в империализме. 


На фоне нескольких миграционных волн в США за последние десятилетия оказалось немало русскоговорящих людей, для которых Штаты стали новым домом. Среди них, безусловно, есть и те, кто решил связать себя с военным делом и вступить в ряды американской армии: сколько таких — к сожалению, мы не знаем. Наверняка ответ на этот вопрос есть в архивах Пентагона, где ведётся подробный перечень военнослужащих с точным указанием страны их рождения. Впрочем, делить военнослужащих по национальному составу не принято: в этом смысле в армии все равны.