Top.Mail.Ru

Знаковый шпиль собора святых Петра и Павла

Петропавловская крепость, вид через Неву с Дворцовой набережной. В центре: собор Святых Петра и Павла, южный вид, 2015 год.

Текст и фотографии Уильяма Брумфилда

В этом году исполняется 300 лет со дня кончины одной из величайших фигур в истории — Петра Великого (1672–1725). Его саркофаг покоится в соборе святых Петра и Павла, основанном самим императором. Возвышающийся над городом величественный шпиль собора до сих пор остается символом неукротимого духа Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург — один из самых молодых среди великих городов мира — был основан в разгар Великой Северной войны, когда молодой царь Петр I (впоследствии нареченный Великим) стремился утвердить российскую власть в Северной Европе. Его первоочередной задачей было установить контроль над устьем Невы и обеспечить выход к Финскому заливу. Этот решающий момент настал весной 1703 года. После ожесточенных боев с шведами, которыми командовал князь Борис Петрович Шереметев, русским войскам удалось прорваться от Ладожского озера по короткому течению Невы к Финскому заливу.

Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, юго-западный вид. Вид с Дворцового моста на юго-запад, на переднем плане бастион Трубецкого, 1980 год.

Для обеспечения контроля над новыми землями Петру была необходима крепость в устье Невы. Разведка выявила подходящее место — небольшой, но стратегически выгодный и защищенный Заячий остров. Его размеры и положение делали его естественным укреплением. Строительные работы начались 16 мая 1703 года (27 мая по западному календарю). Около 20 тысяч рабочих, преимущественно рекрутов, трудились над возведением земляных валов и бастионов в суровых условиях. Работы велись с неустанным рвением под руководством Александра Меньшикова. Уже к ноябрю крепость Санкт-Питер-Бурк — «Бург Святого Петра» — была в основном завершена. Она получила свое название в честь русского православного праздника Святых Петра и Павла (29 июня), однако Петр решил использовать голландский вариант имени — язык, которым он особенно восхищался.

Безопасность нового города была обеспечена эпохальной победой Петра Великого над шведами в Полтавской битве 1709 года. Укрепив свои позиции, царь задумал превратить крепость не только в стратегический объект, но и в символ новой столицы России. Его стремление реформировать русскую архитектуру нашло воплощение в творениях Доменико Трезини (ок. 1670–1734) — швейцарско-итальянского инженера, ставшего одним из наиболее талантливых иностранных архитекторов на службе у царя.

Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, западный вид, 1984 год.

После завершения земляных укреплений Петр намеревался заменить их каменными стенами. Основные части крепости, включая шесть бастионов, были названы в честь выдающихся соратников царя, таких как Александр Меньшиков, или членов императорской семьи, включая самого Петра. В мае 1706 года царь лично участвовал в закладке первого камня Меншиковского бастиона.

Проект собора Святых Петра и Павла, который начал возводиться внутри крепости Трезини в июне 1712 года, стал смелым отступлением от традиционной русской церковной архитектуры, основывавшейся на крестово-купольных планах. Архитектор предложил вытянутое прямоугольное здание, где скромный барочный купол на восточной стороне уступал главенствующему положению башни со шпилем, возведенной над западным входом.

Колокольня собора Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, юго-западный вид, 1980 год.
Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, шпиль с флюгером-ангелом, 2015 год.

Башня с ее высоким шпилем была центральной идеей Петра и получила приоритет над остальной частью сооружения, которое было завершено лишь в 1732 году. Быстрое возведение башни позволило не только создать наблюдательную платформу, откуда Петр мог следить за строительными работами на всей территории, но и установить карильон с боем, заказанный им в Голландии. Этот ансамбль стал воплощением архитектурных и культурных амбиций Петра.

Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, восточный вид, 2015 год.

К 1717 году Доменико Трезини завершил основное строительство башни, а к 1720 году был установлен карильон. Позолоченный шпиль, увенчанный ангелом с крестом, к 1723 году достиг высоты 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Шпиль отражает влияние североевропейской архитектуры в стиле барокко XVII века: массивные волюты поддерживают нижние ярусы башни, а верхние уровни украшены классическими элементами.

Интерьер собора разделен на три нефа с помощью опор из искусственного мрамора, увенчанных позолоченными коринфскими капителями. Потолки украшают яркие картины в технике тромплёй, которые создают иллюзию расширенного пространства сводов. На верхних этажах стены декорированы панно на религиозные темы, выполненными в западной манере русскими художниками. Большие окна, протянувшиеся вдоль всего собора, стали новшеством для русской церковной архитектуры, обеспечивая обилие света, который подчеркивает знамёна и императорские регалии, украшающие интерьер.

Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, интерьер, вид на восток в сторону иконостаса, 1995 год.
Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, интерьер, иконостас, 1980 год.

Эти знамена ведут к одной из главных святынь России — саркофагам императоров от Петра Великого до Александра III. Первоначально неясно, предназначался ли этот просторный собор для захоронения Романовых. Однако после смерти Петра Великого, чье отпевание прошло в деревянной церкви внутри стен недостроенного собора, эта почетная функция была перенесена от Архангельского собора Кремля. Примечательно, что Петр II, умерший в Москве в 1730 году, был похоронен в Архангельском соборе, а в 1998 году останки Николая II, эксгумированные и перенесенные в собор Святых Петра и Павла, покоятся в его юго-западной части. Однако их подлинность до сих пор официально не признана Русской Православной Церковью.

Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, интерьер, южный неф, вид на юго-восток. Царские саркофаги: императрица Елизавета, императрица Екатерина I, император Петр I (слева направо), 2015 год.
Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, интерьер, иконостас, левая сторона, саркофаги Императоров (слева направо): Павел I, его жена Мария Фёдоровна, Александр I, его жена Елизавета Алексеевна; на переднем плане: Николай I, его жена Александра Фёдоровна. 2015 год.

Центральным элементом восточной части собора стал позолоченный иконостас под куполом. Искусство русских мастеров-резчиков, традиционно преуспевших в работе с деревом, нашло свое воплощение в стиле барокко. Иконостас, спроектированный Иваном Зарудным, напоминает триумфальные арки, возводимые в честь государственных событий, включая победы Петра. Его конструкция была вырезана в Москве в период с 1722 по 1726 годы, а сборка завершена в соборе в 1727 году. Богатый декор включает аллегорические фигуры, трубящих ангелов, херувимов, витые колонны и разорванные фронтоны, обрамляющие центральную икону Вознесения Господня.

Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, интерьер, иконостас, Царские врата и алтарь, 2015 год.

 Некоторые из наиболее изысканных декоративных элементов собора были утрачены в результате удара молнии и последовавшего пожара в 1756 году. Однако благодаря оперативным действиям гарнизона удалось спасти иконостас и значительную часть внутреннего убранства. Восстановление крыши, купола и шпиля было поручено выдающимся архитекторам Бартоломео Растрелли и Савве Чевакинскому, мастерам барочного стиля, чьи роскошные церкви стали украшением эпохи. Их работа сохранила основные черты первоначального замысла.

Собор Святых Петра и Павла, Петропавловская крепость, интерьер, северный вид с кафедрой, 1995 год.

В XVIII веке на территории крепости были возведены многочисленные административные и гарнизонные постройки, включая закрытый павильон для петровской лодки и здание государственного монетного двора. Тем не менее, главным символом крепости и всего города навсегда остался собор Святых Петра и Павла, увенчанный золотым шпилем и фигурой ангела-хранителя.

Книга Уильяма Брумфилда “Journeys through the Russian Empire” (“Путешествия по Российской Империи”) доступна на Amazon.

На рубеже двадцатого века фотограф Сергей Прокудин-Горский запечатлел Российскую империю, претерпевающую изменения вызванные индустриализацией и строительством железных дорог. Он разработал новейший для того времени метод создания цветных изображений на стеклянных пластинках. Его работы, запечатлевшие жизнь в императорской России, уникальны.

В 1918 году Прокудин-Горский уехал из России, забрав почти 2000 стеклянных негативов. В 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела его коллекцию, которая стала важным источником для изучения дореволюционной России.

Уильям Крафт Брумфилд, ведущий специалист по русской архитектуре, начал работать с фотографиями Прокудина-Горского в 1985 году, курировал первую выставку в США и аннотировал коллекцию. В книге «Путешествия по Российской империи» он сопоставляет свои фотографии с работами Прокудина-Горского, исследуя сохранность архитектурного наследия России. Богато иллюстрированный том включает около 400 изображений, представляющих уникальное свидетельство двух выдающихся фотографов и их вклада в вопросы сохранения и культурной памяти.