Top.Mail.Ru

Дом Рахманинова в Беверли-Хилс

Сергей Рахманинов успел прожить в своем доме в Беверли-Хиллз всего несколько месяцев. Он мечтал завершить изматывающую и интенсивную концертную деятельность по всей Америке, заняться садом и отдохнуть после десятилетий напряженной работы в эмиграции. Однако все сложилось иначе. Вынужденный прервать свой концертный тур после выступления в Ноксвилле из-за недомогания, Рахманинов провел последние недели в доме, в котором надеялся провести годы. После его смерти там жили его вдова Наталья Александровна вместе с дочерью Ириной.

Сергей Рахманинов был рождён в семье потомственных дворян, среди которых были композиторы и музыканты, и впервые познакомился с инструментом под присмотром своей матери, талантливой пианистки и певицы Любови Петровны, в девичестве Бутаковой. Закончив Московскую консерваторию, он получил классическое музыкальное образование и к 19 годам написал свои первые произведения, получившие широкую известность — Первый фортепианный концерт и Прелюдию до-диез минор из цикла «Пьесы-фантазии» для фортепиано.

Его карьера в России перед Первой мировой войной складывалась успешно: он много гастролировал по империи и за границей, закончил Второй и Третий фортепианные концерты. Особой любовью у Рахманинова пользовалось имение Ивановка в Тамбовской области, где родились обе его дочери в 1903 и 1907 годах. Там ему прекрасно работалось, он любил вникать во все дела хозяйства и имения, заказывая из-за границы самые современные новинки техники. Вообще техника, главным образом автомобили, была его второй страстью после музыки. В 1912 году он приобрёл первый автомобиль [1].

После революции в 1918 году Рахманинов вместе с семьёй выехал в Данию и больше на родине не бывал. Все эти годы до своей смерти в 1943 году он, по воспоминаниям друзей и родственников, тосковал по России, мечтал вернуться и просил похоронить его на русской земле. Его талант и огромная работоспособность позволили ему благополучно жить в США и Европе в период между мировыми войнами и даже помогать другим. Оставив всё в советской России, он давал множество концертов в Америке, но с 30-х годов прошлого века предпочитал жить в швейцарском Люцерне, где он построил почти точную копию своего имения в Ивановке, разбив на территории такой же сад с каштанами, клёнами и яблонями. Название «Сенар» было придумано по первым буквам имён Сергея и Натальи Рахманиновых и первой букве их фамилии. В эмиграции он долгое время не мог писать, но позже появились Четвёртый фортепианный концерт и «Симфонические танцы», любимое произведение композитора.

Рахманинов был очень аккуратным и собранным человеком в быту, но мнительность и мрачный настрой часто приводили к потере концентрации и способности работать. Однако, возможно, эти качества помогли ему принять верное решение в 1939 году, когда он с семьёй перебрался в Новый Свет за считанные месяцы до начала большой войны.

В начале 40-х годов Рахманинов принял решение оставить концертную деятельность, чтобы заняться сочинением и садоводством, к которому он испытывал искреннюю страсть. Его выбор пал на Калифорнию из-за мягкого климата. «В общем, с домами мне не везёт», — писал Сергей Рахманинов своему другу в 1942 году. Он был вынужден оставить пять из шести своих домов, но с домом на Эльм Драйв в Беверли-Хиллз ему не пришлось прощаться. Он описывал его так: «небольшой аккуратный дом на хорошей жилой улице в Беверли-Хиллз. У него есть крошечный сад с множеством цветов и несколько деревьев: апельсиновое, лимонное и нектарин». За несколько месяцев до того, как дом был готов, он приезжал на машине с лопатами и граблями и проводил дни, сажая деревья перед домом и рисуя планы своего сада. В середине прошлого века это была окраина Беверли-Хиллз, а сейчас это район в двух шагах от знаменитой улицы Родео Драйв, известной по фильму «Красотка».

Рахманинов успел прожить в доме, который он обустраивал с таким удовольствием, всего пару месяцев. Свой последний концерт он дал чуть больше чем за месяц до смерти в Ноксвилле, в Университете Теннесси. Он рассчитывал завершить турне, которое привело бы его в Атланту, Новый Орлеан, а затем на Западное побережье.

28 марта 1943 года Сергей Рахманинов скончался от рака в своей постели, рядом с близкими. Похороны проходили в церкви иконы Божией Матери «Взыскание погибших» неподалёку, где собралось общество из музыкального и артистического мира Лос-Анджелеса. Скромная церковь, выстроенная на средства русских эмигрантов, утопала в цветах, которые Сергей Рахманинов так любил. Присутствовавшие отмечали крест из белых гардений и цветущие азалии. Американских репортёров, как видно из их отчётов о похоронах, больше всего удивляла православная традиция долгого стояния со свечами, но русские гости запомнили пение хора и венок от вице-консула СССР [2].

Жена и дочь Рахманинова попросили не произносить речей над гробом, и только местный батюшка сказал несколько простых слов. Похороненный в запаянном цинковом гробе, Сергей Рахманинов просил перезахоронить его на родине, как только появится возможность. Однако прах его и сейчас остаётся на кладбище Кенсико недалеко от Нью-Йорка. У могилы растёт раскидистый куст сирени, который напоминает о России и который композитор так любил.


Книга Александра Молодина:
«Там русский дух… там Русью пахнет!»: сто особенных мест в США.


Книга рассказывает о богатом культурном наследии русскоязычной диаспоры в Соединённых Штатах, охватывая её историю с первых поселенцев Русской Америки до современности. В ней подробно описаны вклад русских эмигрантов в развитие американского общества, создание уникальных поселений, памятников, храмов и культурных центров, а также влияние на искусство, науку и общественную жизнь страны. Особое внимание уделяется сохранению и популяризации русского культурного наследия через музеи, мемориалы и коллекции исторических ценностей и произведений искусства. Издание предлагает глубокий анализ взаимодействия русской культуры с американской средой и её непрерывного вклада в культурное многообразие США.


1. Валькова, В. Б. С. В. Рахманинов: летопись жизни и творчества. Ч. 1: 1873—1899 / Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» [и др.]. — Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2017. — 275 с. ISBN 978-5-9909670-1-4.

2. Шерон, Ж. У гроба С. В. Рахманинова // Новый Журнал. — 2013. — № 270.