Top.Mail.Ru

Юревец на Волге: Родина кинорежиссёра Андрея Тарковского

Юрьевец. Вид на север с Пятницкой горы в сторону улицы Советской. Слева — собор Входа Господня в Иерусалим и колокольня с церковью святого Георгия. Справа, у Волги, — церковь Сретенья. Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.

Текст и фотографии Уильяма Брумфилда

Среднее течение Волги соединяет некоторые из самых известных исторических городов России — от Углича на севере до Ярославля и Костромы, расположенных к северо-востоку от Москвы. Однако масштабные гидроэнергетические проекты, осуществлённые в течение десятилетия после Второй мировой войны, привели к значительному подъёму уровня воды. Это улучшило условия судоходства и обеспечило регион электроэнергией, но одновременно поставило под угрозу существование ряда исторических поселений вдоль великой реки.

Юрьевец. Здание бывшей городской думы (ныне Исторический музей). Конец XIX века. Вид с Соборной площади на улицу Тарковского. Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.

Среди них оказался и небольшой город Юревец, который в этом году отмечает своё 800-летие. С завершением строительства огромного Горьковского водохранилища в 1957 году ширина Волги в районе Юревца увеличилась до 15 километров. К счастью, большую часть исторической застройки на берегу удалось сохранить благодаря возведению мощной дамбы. Город также сохранил великолепные образцы купеческой архитектуры конца XIX — начала XX века, возведённые на возвышенностях в период наибольшего расцвета Юревца.

Юрьевец. Бывшая мужская гимназия, улица Советская, 97. Конец XIX века. Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.

Юревец расположен ниже Костромы, в месте, где Волга течёт строго на восток, а затем делает крутой поворот на юг в сторону Нижнего Новгорода. Этот изгиб на высоком правом берегу был идеальной точкой для наблюдения за рекой с большого расстояния. Отсюда и драматический характер городского ландшафта — поросшие лесом утёсы с оврагами, спускающимися к центральной части Юревца, расположенной вдоль берега. Несомненно, эта суровая красота запечатлелась в воображении самого известного уроженца города — кинорежиссёра Андрея Тарковского, родившегося в соседней деревне в апреле 1932 года и проведшего часть детства в Юревце. В деревянном доме, где он жил с матерью и сестрой во время эвакуации в годы войны (1941–1943), ныне открыт музей.

Дом-гостиница В. Н. Демидова. Конец XIX века. Фото: Уильям Брумфилд, 14 июля 2012 г.

Среди других выдающихся уроженцев Юревца — трое братьев Весниных, знаменитые русские архитекторы-модернисты, родившиеся здесь в начале 1880-х годов.

Дом-музей Андрея Тарковского, улица Тарковского, 8. Бревенчатая постройка начала XX века. Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.

1225 год считается общепринятой датой основания Юревца, официально именуемого Юревец Поволжский — для различия с одноимёнными городами. По древнему преданию, город основал князь Юрий (славянская форма имени Георгий), сын великого князя Всеволода Большое Гнездо — последнего значительного правителя Владимира перед монгольским нашествием 1237 года.

Дом-магазин Миндовского, улица Советская, 114. Деревянное здание конца XIX века с кирпичным первым этажом. Фото: Уильям Брумфилд, 14 июля 2012 г.

Легенда рассказывает, что, путешествуя по Волге из Ярославля во Владимир, Юрий остановился в этом месте и увидел чудесное видение — икону или образ святого Георгия. В ответ на этот небесный знак он заложил здесь деревянную крепость и церковь во имя святого Георгия. Подобные легенды часто обрамляли более прагматичные решения — в данном случае необходимость укрепить стратегический изгиб реки.

Собор Входа Господня в Иерусалим. Вид с севера. Построен в 1733 году. Фото: Уильям Брумфилд, 14 июля 2012 г.

Спустя чуть более десяти лет после видения князя Юрия поселение пострадало от монгольского нашествия зимой 1237–1238 годов — той самой катастрофы, в результате которой Юрий погиб в битве на реке Сить 4 марта 1238 года. Город был восстановлен под властью местных князей, а в 1452 году присоединён к владениям великого князя Московского Василия II (Слепого). В этот период Юревец неоднократно подвергался разорительным набегам татарских отрядов с юга, пока эта угроза не была устранена в 1552 году после взятия Казани войсками Ивана Грозного. В знак милости Иван ненадолго пожаловал город татарскому князю Кайбулу из Астрахани.

Церковь Рождества Христова. Вид с юго-запада. Построена в 1815 году. Фото: Уильям Брумфилд, 14 июля 2012 г.
Юрьевец. Вид на север с Пятницкой горы. Слева направо: колокольня и собор Входа Господня в Иерусалим; Преображенская церковь (разобрана в 1930-х годах); Благовещенская церковь (снесена в 1950-х); церковь Сретения. Справа — Вознесенская церковь (снесена в 1955 году). Фото: Сергей Прокудин-Горский, лето 1910 г.

В начале XVII века династический кризис, вошедший в историю как Смутное время, привёл к широкомасштабным беспорядкам на Волге. Юревец примкнул к народному ополчению под началом местного дворянина Фёдора Григорьевича Красного, ставшего свидетелем интронизации Михаила Романова в 1613 году — первого царя новой династии.

Собор Входа Господня в Иерусалим и пятиъярусная колокольня с церковью святого Георгия в нижнем ярусе. Вид с Пятницкой горы. Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.
Колокольня и собор Входа Господня в Иерусалим. Вид с востока со стороны Волги. На переднем плане — штабеля дров. Фото: Сергей Прокудин-Горский, лето 1910 г.

В середине XVII века, как и многие города Поволжья, Юревец оказался втянут в церковный раскол. В 1651 году настоятелем города был назначен Аввакум Петров (1620–1682), впоследствии прославившийся как непримиримый лидер старообрядцев, отвергавших литургические реформы патриарха Никона. Аввакум отличался суровостью взглядов и бескомпромиссностью в наставлениях пастве, что привело к конфликту с прихожанами. Спустя несколько недель он покинул Юревец и перебрался в Москву.

Церковь Богоявления. Вид с юго-востока. Построена в начале XVIII века; южный придел преподобного Симона Юрьевецкого пристроена в 1840-х годах. Слева — основание колокольни 1810 года (верхние ярусы снесены около 1940 года). Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.
Церковь Богоявления. Придел преподобного Симона Юрьевецкого с керамическим наличником, перенесённый в 1955 году из разобранной Благовещенской церкви (1700 года). Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.

Несмотря на своё расположение напротив устья реки Унжи, в XIX веке Юревец оставался в тени более значительных речных городов, таких как Нижний Новгород, находящийся примерно в 190 километрах к югу. Тем не менее, Волга оставалась важнейшей транспортной артерией, которой пользовались местные предприниматели. Среди них — Александр Миндовский, крестьянин, выкупивший свою свободу в 1820 году и ставший текстильным магнатом. В 1870-х годах он основал Юревецкую льняную фабрику, некоторые кирпичные корпуса которой сохранились до наших дней. Позднее семья Миндовских прославилась в Москве, где построила несколько внушительных особняков, дошедших до нашего времени.

Успенский собор. Вид с северо-запада. Построен в 1833 году к северу от собора Входа в Иерусалим. Фото: Уильям Брумфилд, 14 июля 2012 г.

Экономическое процветание Юревца отразилось и в церковном строительстве. Его центр украшает ансамбль, сформированный Входо-Иерусалимским собором начала XVIII века и Успенским собором, завершённым в середине XIX столетия. Особенно живописен Иерусалимский собор с венцом высоких куполов в ярославском стиле. Рядом возвышается одна из самых высоких колоколен на Волге — пятиъярусное сооружение середины XIX века, в нижнем ярусе которого расположена небольшая церковь, посвящённая святому Георгию — в память о первой городской святыне, основанной князем Юрием.

Бревенчатый дом начала XX века в стиле модерн. Улица Ленина, 59. Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.

Летом 1910 года Юревец запечатлел пионер русской цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский. Хотя оригинальные стеклянные негативы с видами города не сохранились в коллекции Библиотеки Конгресса, его монохромные контактные отпечатки дают ценное представление о Юревце и его отношении к реке. На одном из снимков, сделанном с обрыва к югу от города, видна низина, которая впоследствии была затоплена при создании послевоенного водохранилища. Другой снимок показывает соборный ансамбль с востока, от берега Волги, вдоль которого тянулись штабеля дров на ровной прибрежной полосе.

Дом с декоративными наличниками, улица Ленина, 55. Деревянное здание конца XIX века с кирпичным первым этажом. Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.

Мои фотографии, сделанные с тех же точек обзора, отражают утраты, но вместе с тем показывают и многое из того, что удалось сохранить. Хотя в советский период соборы понесли серьёзные повреждения, колокольня по-прежнему остаётся архитектурной доминантой города, о чём наглядно свидетельствуют мои снимки, сделанные в июле 2012 года.

Дом Ефимова, улица Советская, 149. Яркий образец стиля модерн, построенный в 1910 году для лесопромышленника. Фото: Уильям Брумфилд, 15 июля 2012 г.

После закрытия большинства городских предприятий за последние десятилетия численность населения Юревца стабильно снижалась и сегодня составляет чуть более 7 тысяч человек. Попытки развить город как туристическое направление, включая обустройство причала для круизных судов, оказались безуспешными, а проблемы с инфраструктурой остаются острыми. В 2019 году были восстановлены некоторые храмы и благоустроена новая набережная вдоль Волги. Остаётся лишь надеяться на сохранение живописных остатков эпохи, предшествовавшей катаклизмам революционных потрясений.

Кладбищенская церковь Сошествия Святого Духа. Вид с северо-востока. Построена в 1839 году. Фото: Уильям Брумфилд, 16 июля 2012 г.

Книга Уильяма Брумфилда “Journeys through the Russian Empire” (“Путешествия по Российской Империи”) доступна на Amazon.

На рубеже двадцатого века фотограф Сергей Прокудин-Горский запечатлел Российскую империю, претерпевающую изменения вызванные индустриализацией и строительством железных дорог. Он разработал новейший для того времени метод создания цветных изображений на стеклянных пластинках. Его работы, запечатлевшие жизнь в императорской России, уникальны.

В 1918 году Прокудин-Горский уехал из России, забрав почти 2000 стеклянных негативов. В 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела его коллекцию, которая стала важным источником для изучения дореволюционной России.

Уильям Крафт Брумфилд, ведущий специалист по русской архитектуре, начал работать с фотографиями Прокудина-Горского в 1985 году, курировал первую выставку в США и аннотировал коллекцию. В книге «Путешествия по Российской империи» он сопоставляет свои фотографии с работами Прокудина-Горского, исследуя сохранность архитектурного наследия России. Богато иллюстрированный том включает около 400 изображений, представляющих уникальное свидетельство двух выдающихся фотографов и их вклада в вопросы сохранения и культурной памяти.