Текст: Александр Молодин
Фото: Александр Беленький и Okopnik
Недавно, у нас выходил материал о молоканах, которые проживали в Сан-Франциско на Potrero hill. Сегодня речь пойдет об очень похожей по социокультурному поведению группе русских соотечественников, проживающих в США – старообрядцах.
Молокане и старообрядцы – это разные религиозные группы, хотя они имеют некоторые сходства в своих верованиях и обрядах. Молокане возникли в России в XVIII веке, а старообрядцы – в XVII веке. Обе группы отличаются своими традициями и обрядами от православной церкви. Несмотря на это, в некоторых регионах США, где обитают обе группы (например штат Орегон), могут существовать смешанные сообщества, где молокане и старообрядцы взаимодействуют друг с другом.
Кто такие старообрядцы?
Старообрядцы в США – это религиозная община, которая следует древним обрядам Русской Православной Церкви.
В XVII веке произошел Великий Раскол в Русской Православной церкви. Причиной стала смена ориентации российской политики и изоляция церкви от византийской теологии. Патриарх Никон потребовал изменить святые тексты и обряды, что вызвало протест у части верующих и привело к созданию отдельной церковной общины.
В 1653 году Никон потребовал изменить церковные обряды и богослужебные книги, чтобы они соответствовали греческим стандартам. Он внес множество изменений, которые вызвали протесты, включая количество пальцев при крестном знамении, правописание имени Христа и количество “аллилуй” в молитвах. Никон также стремился поставить церковь выше государственности, навязывая греческие обряды в России.
Казалось бы мелкие изменения в церковных символах, которые предлагал Никон, вызвали большое возмущение у простых верующих, которые считали, что это кардинально меняет их веру. Изменения, предложенные Никоном, стали основой противостояния для старообрядцев, которые упорно подчеркивали свою верность старому ритуалу.
Старообрядцы возглавили движение протеста против реформ Никона, расширив свою поддержку среди простых людей и высокопоставленных церковных деятелей. В результате противостояния, царь Алексей отозвал свою поддержку Никону, но конфликт продолжался между приверженцами реформ и их оппонентами. В 1666 году церковный собор одобрил реформы Никона, но осудил его лично, а насилие в отношении старообрядцев на протяжении следующих четырех десятилетий стало чудовищным. Раскол и чистка церкви ослабили её и позднее облегчили Петру Великому процесс её подчинения для усиления своей автократии и проведения в жизнь новых социальных и политических реформ в России.
Чтобы избежать беспорядков среди населения, правительство искало и наказывало активных мятежников движения. В 1682 году протопоп Аввакум, наиболее энергичный и успешный лидер старообрядцев, был казнен через сожжение после десяти лет ссылки и 22-летнего заключения в тюрьме. Указ от 1685 года, выданный правительницей Софьей, закрепил казнь через сожжение, тюремное заключение или ссылку для тех, кто упорно следовал старым верованиям и отказывался от них после трижды повторенной пытки. Многие старообрядцы, в знак протеста, поджигали себя в своих деревянных часовнях, предпочитая смерть отречению от старой веры. Хотя многие были уничтожены, движение продолжалось. Это привело к большому количеству людей, которые рисковали попасть под наказание, быть изгнанными или даже казненными по причинам соблюдения старых обычаев. Непокорные люди, семьи и целые группы начали убегать из своих родных мест Великорусской равнины в другие регионы страны. Старообрядцы нашли убежище в Сибири и других неосвоенных районах страны. Попытки вновь интегрировать старообрядцев в единоверческое общество не увенчались успехом, и они оставались в оппозиции к православной церкви, отвергая церковные реформы XVII века.
Миграция старообрядцев из России
В течение нескольких десятилетий после раскола старообрядцы бежали на север к Балтийскому морю и к побережью Ледовитого океана, а также за пределы государства, в соседнюю Румынию, Турцию и Польшу. Другие обосновались в Южной Сибири, на Дальнем Востоке и в Средней Азии. Забайкальские старообрядцы, предки которых были высланы в Восточную Сибирь из Черниговской губернии Украины и области Ветка в Польше в XVIII веке, переместились со своими семьями и поэтому известны как семейские. Несмотря на то, что забайкальские старообрядцы фанатично следовали дореформенным патриархальным традициям русской церкви, их члены были лучше образованы, чем их соседи – коренные народы Сибири. Многие из перемещенных были купцами, ремесленниками или фермерами.
В 80-х годах XX века восточнее озера Байкал проживало около 100 тысяч русских старообрядцев. Их поселения были большими поселками с добротными домами, выстроенными вдоль длинных улиц. Многие консервативные нормы и религиозные обряды постепенно исчезали, в то время как традиционные обычаи сохранялись. Старообрядцы продолжали жить и работать в компактных группах, брачные отношения заключались внутри сообщества, а социальные контакты с коренными бурятами были редкими. Несмотря на значительные изменения в культуре современных деревень, сибирские старообрядцы продолжают сохранять многие аспекты своих культурных традиций. В планировке и украшении современных поселений старообрядцев можно заметить элементы старорусских усадеб.
Сохранение традиций видно в яркой женской одежде, включающей сарафаны, головные уборы и жакеты, напоминающие стиль русской женщины XVII и XVIII веков. Традиционное пение, основанно на многоголосие, сохранено во множествах общин.
При изучении культурной традиции старообрядцев необходимо учитывать их современное положение в сибирской общине, которая переехала в Маньчжурию во время строительства Восточно-Китайской железной дороги, и в г. Харбин. После Октябрьской революции старообрядцы столкнулись с атеистической политикой советского государства, которая не признавала все формы религии, по этому в 20-х годах многие бежали в Китай и жили в изолированных районах Маньчжурии и Синцианг.
После китайской социалистической революции 1949 года некоторые из них были вынуждены работать в колхозах, а большинство позже даже вернулось в Советский Союз. Некоторая часть общины часть получила разрешение на отъезд в Гонконг, где им помогали британцы, Красный Крест и Объединенный Всемирный Совет Церквей. В 1958-1959 годах они переехали в различные страны с помощью финансовой поддержки Межправительственного Комитета по Вопросам Европейской Миграции. Бразилия и Австралия приняли наибольшее количество эмигрантов.
Много старообрядцев прибыло в Бразилию в 1959-1961 годах и получило землю от Объединенного Всемирного Совета Церквей. Но жизнь в Бразилии была трудной, поэтому часть переселенцев переехали в США и Канаду с помощью Толстовского Фонда и личного участия Роберта Ф. Кеннеди. Большинство обосновалось в Орегоне, где ныне живут около 6 тысяч человек. Первые семьи прибыли в начале 60-х годов.
В Орегоне есть много церквей, отражающих социальное разделение старообрядческой общины на три основные группы: харбинцы – выходцы из Маньчжурии, синцянцы – те кто приехали из провинции Синцианг и турчане – из Турции. Эти группы делятся на еще более мелкие родственные подгруппы. Несмотря на различия в диалекте и обычаях, они разделяют общую культуру и верования, собираются в молельных домах и родовых усадьбах для религиозных обрядов и социально-культурных мероприятий, напоминающих о крестьянской жизни в России до революции.
Самые ортодоксальные старообрядцы предпочли стратегию – переехать в изолированные районы, чтобы избежать культурной эрозии. Пять семей из Орегона купили 640 акров земли на Кенайском полуострове, штат Аляска, где начали строительство общины около местечка Анкор Пойнт в 1968 году. Чуть позже, в начале 70-х, и другие семьи из Орегона также последовали на север в Канаду и на Кенайский полуостров в штате Аляска. Общины на Аляске процветают и разрослись за последние 50 лет, привлекая семьи из разных областей. Наиболее крупным поселением старообрядцев на Аляске является деревня Николаевск, где живет около 400 человек в 80 близкородственных семьях. В поселке есть своя государственная школа, которую посещают почти исключительно русские дети. Сплоченная деревня Николаевск ослабила напряжение и помогла соблюдать традиционные культурные нормы, ценности и поведение.
Следует отметить и то, что меньшие по численности общины перебрались в другие регионы США. Например, в штате Пенсильвания в г. Эри, на берегу Великих озер образовалась небольшая группа старообрядцев. Построенная там недавно Церковь Рождества Христова является их религиозным центром. В отличие от Аляски, старообрядцы Пенсильвании намного быстрее утрачивают традиционные культурные нормы и ценности, все более интегрируясь в современное американское общество.
Религиозные обычаи
Старообрядцы по религиозным взглядам делятся на признающих священников и не признающих. Внутри этих групп они разделены на многочисленные течения. В США беспоповцы (без попа) и темноверцы (темные верующие) не признают священников и руководятся начётчиками или настоятелями, которые являются избранными рядовыми членами общины. Они заменяют священника, проводя службы, крещение и брачные обряды и преподают церковную грамоту детям. Беспоповцы строго следуют религиозным и церковным писаниям дореформенного периода. Одновременно с этим, Семейские поповцы и австрийская группа признают власть священников. К сожалению, из за закрытости общин, полевые исследования и информация о всех группах отсутствуют.
В России в XVII веке религиозная этика была развита греческими монахами-аскетами, которые акцентировали внимание на воздержании, длительных богослужениях и строгих постах. Старообрядцы в Орегоне и на Аляске и по сей день сохраняют монашеские обряды и повинуются своим настоятелям, старейшинам, которые владеют церковнославянским языком и знают Священное Писание.
Старообрядцы проводят многочасовые службы на 38 религиозных праздниках в году, включая Пасху, когда служба может длиться до 15 часов. Еженедельная служба обычно начинается в 2 часа утра по воскресеньям или праздникам, и длится около шести или восьми часов, и люди, за исключением стариков, стоят в течение большей части такой службы. Члены общины строго соблюдают пост более 200 дней в году, включая среду, пятницу и четыре длительных поста в течение года.
В рамках старообрядчества семейная дисциплина подчинена согласованному влиянию церковной группы, избираемой из взрослых мужчин общины. Собор выбирает начётчика или церковных служащих (в зависимости от группы) и принимает решения по важным вопросам. Он также является политической властью, одобряя или отклоняя предложения жителей. Существует политическая иерархия, связывающая местную общину с более широкими социополитическими институтами и государством.
Для старообрядцев повиновение является добродетелью. При общении с посторонними они соблюдают правила священной чистоты и часто избегают трапезы за одним столом с ними. Неверующих гостей принимают гостеприимно, но едят с ними отдельно, и не редко, после приема пищи, моют посуду из под еды постороннего отдельно. Большинство старообрядцев не пьет алкоголь произведенный вне общины, но делает свою брагу из изюма, дрожжей, сахара и ягод. В доме должно благословляться все, включая приготовление еды и выполнение других домашних работ.
У старообрядцев церковные обряды сопровождают важные периоды жизненного цикла. Они стараются по возможности избегать современного медицинского вмешательства, по этому женщины чаще рожают дома при помощи повивальной бабки. Рождение ребенка отмечается крещением, которое проводится в течение 8 дней после рождения. Ребенку дают имя святого, почитание которого выпало на рождение или ближайшие к этому дню даты. День святого, именем которого называют новорождённого, становится днём именин ребенка. Старообрядцы свято верят, что нарушив обычаи крещения ребенок не увидит Божьего Лика.
Русские старообрядцы на Аляске не связаны с другими православными и не пропагандируют свою веру. Они не заботятся о том, как мир воспринимает «настоящих православных», и заинтересованы только в своем собственном спасении. Они полагают, что Бог признает их истинными православными и не испытывают враждебности к другим православным.
Русская православная церковь уже давно пытается примириться со старообрядцами. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Беспоповцы по-прежнему не признают церковную иерархию, что делает какое-либо объединение невозможным. А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого. Однако со стороны небольшой части поповцев все таки делаются попытки сдвига ситуации к примирению с официальной православной церковью. 4 февраля 2015 года было решено создать комиссию по вопросу о признании Московским Патриархатом законности части старообрядческих общин. После переговоров, митрополит Корнилий и епископ Никодим подписали “Мирный акт”, установивший евхаристическое общение.
Брак и семейные отношения
Среди старообрядцев из США нет установленных норм и традиций брака. Также как старообрядцы в России, они не проводят церковный обряд венчания, и некоторые не признают государственные нормы гражданского брака. Семейские поповцы и беглопоповцы вступают в брак по канонам Русской Православной церкви, а беспоповцы и тёмноверцы заключают браки в рамках общины, проводя церемонии в молельных домах.
Перед свадьбой старцы проверяют степень родства молодоженов, чтобы соблюсти условия брака. Они требуют смены четырех поколений по линии жениха и невесты (правило “восьмого колена”), соответствия возраста, вероисповедания и отсутствия предыдущих брачных уз. Если обнаруживаются несоответствия или недостатки в кровных взаимоотношениях, брак может быть запрещен.
Молодые люди часто выходят замуж или женятся в раннем возрасте, в некоторых случаях в 13 лет. Ранний брак и полный рабочий день помогают молодым людям рано стать ответственными и укрепляют традиционные ценности иерархии власти и консерватизма внутри общины.
Старообрядцы следуют патрилинейной системе родства, признающей родство только по мужской линии. Поэтому при замужестве дочери вынуждены покидать отчий дом, а сыновья остаются. Супружеская пара живет вместе или рядом с родителями мужа, а родители отказывают своим дочерям в собственном жилье.
Свадьба – важная традиция. Перед ней проводятся церемонии, включая сватовство, выкуп невесты и прощание с родителями. Обряд венчания проходит после воскресной службы, а празднование длится 3 дня. Свадьбы не проводятся во время поста и часто планируются перед Пасхой. После праздничного обеда происходит продажа подарков на аукционе тёщи. В последний день свадьбы молодые должны с поцелуями, поклонами, шутками-прибаутками выкупить подарки у свидетелей жениха и невесты.
Быт и традиционное хозяйство
Домашнее хозяйство старообрядцев в США схоже с традициями ведения хозяйства сибирских крестьян XVIII-XIX веков. Жители американских общин используют конструктивные и декоративные элементы из северных районов России и интерьеры с традиционными для России узорами.
Однако, американские старообрядцы не всегда следуют традиционным нормам и строительным традициям России. Например, жители посёлка Николаевск на Аляске живут в современных каркасных одно- двухэтажных домах. Внутреннее убранство сочетает элементы традиционной для России архитектуры и современных предметов мебели и иногда даже современной бытовой техникой. В каждом доме есть красный уголок с алтарём и семейными иконами. Кроме главного дома, на территории подворья обычно строится баня, стойбище и парник. Иногда кладовые и амбары.
Старообрядцы США достигли экономического успеха благодаря тяжелому труду, скромным потребностям и эффективному использованию ресурсов. Они ценят собственность и благосостояние не как самоцель, а как подстраховку на будущее. Родственная взаимопомощь и солидарность являются высшей добродетелью. Старообрядцы готовы прийти на помощь друг другу, особенно в отношении близких родственников, и группы близко-родственных семейств даже в ущерб собственной выгоды. Такое отношение к благосостоянию составляет основу общины.
Старообрядцы Аляски изолированы от общества и этот фактор является определяющим для их экономической самодостаточности. В отличие от немецких амишей, русские староверы не против новых технологий и одновременно экономически независимы благодаря сельскому хозяйству. Они выращивают свою еду и только покупают некоторые необходимые товары в магазинах. В основном, их рацион состоит из овощей, хлеба, мяса (только от парнокопытных животных), рыбы и моллюсков.
Некоторые семьи специализируются на конкретной деятельности, например, на рыболовстве, плотничестве или сельском хозяйстве. Старообрядческие семьи одной религиозной тенденции часто сотрудничают между собой для выполнения больших контрактов за пределами своей деревни. Религия становится связующим фактором.
Внутри сообщества, обмен является важным социоэкономическим звеном жизни старообрядцев, способствующим сплочению. Прямой обмен представляет собой сбалансированный взаимообмен товарами и услугами собственного производства между семьями. Такой тип экономики поощряет возврат “подарков” эквивалентной стоимости в будущем. Однако этот вид отношений исчезает, когда люди проживают слишком далеко друг от друга географически.
Одежда и внешний облик
Мужчины носят длинные русские рубахи косоворотки, а женщины закрытое платье над блузой и нижней юбкой. Дети носят уменьшенную версию взрослой одежды. Праздничная одежда яркая, но по покрою такая же, как и обычная.
Традиции по соблюдению внешнего вида у старообрядцев имеют религиозный и исторический контекст. Они носят одежду, которая напоминает стиль XVII-XVIII веков с турецким и южно-европейским влиянием. При крещении человек надевает рубаху, пояс и крестик, которые всегда нужно носить на людях до конца своей жизни. Основными же элементами внешнего вида старообрядцев, имеющими религиозное значение, являются пояс и нательный крестик на шее. Эти два предмета символизируют узы, связующие человека с Христом. Пояс никогда не снимается, не считая помывки в бане или сна, а нательный крестик не снимается ни при каких обстоятельствах, если только нет необходимости заменить цепочку.
Мужчины не стригут бороду и оставляют челку. Женщинам также запрещено стричь волосы и показывать некоторые части тела – руки выше запястья и ноги выше икр. Незамужние женщины носят волосы в одной косе, а замужние две под шапочкой шашмурой. В некоторых городках Орегона и Аляски, на улицах и в жилых районах нередко можно увидеть русских, напоминающих крестьян из прошлого, невозмутимо следующих по своим делам.
Старообрядцы полагают, что их внешний облик является символом их принадлежности к группе и определяет их роль в обществе. Одежда играет важную роль и становится одним из ключевых элементов коллективного сознания.
Язык
Старообрядцы в Северной Америке говорят на русском языке, особенно в компактных поселениях, где они могут избежать использования английского языка. Родители стараются сохранить русский язык в своих семьях и оградить своих детей от английского. Старообрядцы старшего возраста имеют беглый разговорный русский язык, сходный с языком сибирских крестьян, но иногда их говор нелегко понять исследователям, владеющим современным русским.
Язык старообрядцев отражает их жизнь и связи с другими национальностями, но некоторые сибирские элементы присутствуют только в описаниях материальной культуры. Духовная поэзия, отражающая жизнь героев, остается ценной реликвией, несмотря на постепенную утрату связи со своим прошлым.
Старообрядцы в Северной Америке считают русский язык очень важным, особенно для религиозных служб, которые проводятся на церковнославянском языке. Родители и старшие родственники учат молодежь читать и петь на этом языке, что считается престижным. Для старообрядцев русский язык является символом идеи, культуры и этнической принадлежности, который передает веру и убеждения, а также помогает детям определить свое место в общине.
Образование
Хотя законодательство США требует, чтобы дети посещали общеобразовательные школы, родители не всегда этому рады. Они предпочитают ходить со своими детьми на религиозные праздники, что может нарушить расписание школы. Однако в поселке Николаевск на Аляске школьный календарь составлен с учетом религиозных требований и интересов старообрядческой общины, включая религиозные праздники. Более 80% учеников государственной школы в Николаевске – старообрядцы.
Родители часто не согласны с тем, что их дети учатся в школе. Они возражают против определенных предметов, которые считают несовместимыми с их культурой, таких как наука, половое воспитание, музыка и другие. Родители также не удовлетворены тем, что школьная среда ослабляет дисциплину. Часто старообрядцы настаивают чтобы учителя были более требовательны к их детям, применяя к ним, в случае необходимости, даже меры физического воздействия. У детей таких школ есть и дополнительные занятия, которые не предусмотрены государственными стандартами. Их учат русскому языку от двух до четырёх учителей-старообрядцев. Школьный совет, в основном, состоит также из старообрядцев, которые управляют расписанием, требованиями и, в некоторой степени, жизнью школы. Подобным образом организовано школьное образование и в Орегоне.
За последние 15 лет некоторые старообрядцы получили высшее образование, а многие молодые люди покинули свои общины, по этому многие старообрядцы относятся к государственному образованию, как к чему-то необходимому для освоения только базовых навыков чтения и письма. Родители часто забирают своих детей из школы после 6 класса, когда начинается преподавание программ, которые они считают неприемлемыми для своей культуры, и когда трудовой вклад детей в семейный бюджет становится более ощутимым.
По окончании учебного дня в школе дети возвращаются домой и получают простые домашние обязанности, помогая родителям, занятым работой на протяжении всего дня.
Заключение
Старообрядцы Америки переживают социальные, экономические и идеологические потрясения, но сохраняют свои религиозные ритуалы и чувство идентичности. У старообрядцев другая модель социальной стратификации и меньше развита контркультура, чем у других североамериканцев.
Старообрядцы не полностью независимы в политическом и экономическом аспектах. Они зависят от широкой сети людей и институтов, чтобы получать услуги, которые не могут произвести сами (например, медицина, право, профессиональное и техническое обслуживание). Не имея экономических или политических преимуществ, они используют все возможные способы для защиты своих прав и социально-экономических границ в обществе.
Жизнь старообрядцев в США изменилась в материальной, технологической, светской культуре и социальной жизни, но они продолжают сохранять религиозные ценности. Для них религия не ограничивается одной сферой жизни, она определяет все аспекты их поведения и выживания. Их упорство в сохранении дореформенных церковных ритуалов XVII века приводило к преследованиям и скитаниям в течение последних 340 лет.
Старообрядцы в США нашли свободу для своих религиозных взглядов и традиций, но их молодёжь испытывает искушения современного светского мира. Некоторые из них мигрируют в удалённые районы, чтобы сохранить свою религиозную свободу и идентичность. Они используют систему общения, стратегии миграции и соблюдения социальных границ как способ сохранения своего образа жизни. Этот опыт может стать образцом для других этнических меньшинств или общин, которые также находятся под угрозой вторжения современной цивилизации, например молокане.
Feb 25, 2023