Текст и фотографии Уильяма К. Брумфилда.
В этом году мир отмечает 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Одним из самых значимых и запоминающихся мест, связанных с гениальным основоположником русской литературы, является ансамбль усадеб, известных под общим названием «Пушкинские горы». Эти поместья — Михайловское, Петровское и Тригорское — находятся примерно в 120 км к юго-востоку от древнего Пскова, неподалеку от Святогорского монастыря, где покоится Пушкин. В этом живописном уголке Псковской губернии сосновые леса и березовые рощи перемежаются лугами, небольшими озерами и холмами.
Самым важным из этих имений с биографической точки зрения является Михайловское, которое прадед поэта, Авраам Петрович Ганнибал, получил в 1742 году от императрицы Елизаветы Петровны в награду за службу ее отцу Петру Великому. После смерти Авраама в 1781 году имение перешло к его сыну Осипу, который построил здесь главный дом и заложил парк. В 1806 году, после смерти Осипа, усадьба осталась в распоряжении его вдовы Марии и их дочери Надежды, матери Пушкина.
В 1866 году младший сын Пушкина, Григорий, разобрал оригинальный дом и перестроил его в другом архитектурном стиле, сохранив старый фундамент. Этот дом дважды пострадал от пожаров — в 1908 и 1918 годах, но его восстанавливали каждый раз из-за связи с именем Пушкина. Во время Второй мировой войны усадьба также понесла значительный урон из-за боевых действий. В 1949 году архитекторы на основе сохранившегося фундамента и воспоминаний реконструировали дом, приблизив его к тому виду, в котором он был при жизни поэта. Таким образом, современный дом и большинство хозяйственных построек вокруг него представляют собой реконструкции XX века. Тем не менее, атмосфера усадьбы настолько впечатляющая, что посетители могут легко представить себе скромную жизнь, которую вел здесь Пушкин.
На самом деле, поэт редко бывал в этом удаленном имении. Впервые он посетил его летом 1817 года, сразу после окончания Александровского лицея в Царском Селе. Позже Пушкин вспоминал эти шесть недель как время, когда он с удовольствием открыл для себя радости сельской жизни. Однако, он также был достаточно проницателен, чтобы увидеть, что за этой идиллией скрывались трудности крепостного общества. Его протестные настроения настолько ярко выразились в некоторых стихах, что император Александр I отправил его в ссылку на юг Российской империи, где Пушкин провел почти пять лет. Возвращение поэта в Михайловское в августе 1824 года стало продолжением его ссылки, теперь уже на родную усадьбу.
Пушкин не был один в Михайловском: с ним находились его родители, сестра Ольга и брат Лев. У него были напряжённые отношения с отцом, и поэт, вероятно, ощутил облегчение, когда в ноябре его семья уехала в Петербург. В течение следующих двух лет Пушкин был предоставлен самому себе, что, несмотря на внешнее безделье, оказалось весьма плодотворным периодом.
В Михайловском он продолжил работу над своим «романом в стихах» — «Евгением Онегиным», а также над драматической трагедией «Борис Годунов». В этот период были созданы одни из величайших произведений русской литературы. Несмотря на уединение в провинциальной ссылке, Пушкин не был оторван от жизни. Он углубил своё понимание народной культуры, часто общаясь со своей няней Ариной Родионовной, которая делилась с ним историями и народными сказаниями.
Одним из главных способов борьбы с тоской для Пушкина стали частые визиты в соседнее имение Тригорское, где жила семья Прасковьи Осиповой (в девичестве Вульф). Как и Михайловское, дом в Тригорском сгорел в 1918 году в результате насилия, охватившего Псковскую область во время Гражданской войны. После Второй мировой войны дом был восстановлен на старом фундаменте. Это продолговатое здание необычной формы, напоминающее сарай, изначально использовалось для ткачества. В 1820 году семья Осиповых временно переехала туда на время ремонта основного дома. Когда главный дом был полностью уничтожен пожаром, мадам Осипова решила остаться в временном жилище и пристроила к нему крылья с обеих сторон.
Семья Осиповых включала дважды овдовевшую Прасковью, её четырёх дочерей, сына Алексея Вульфа и других родственников. Прасковья была очарована Пушкиным и оказывала ему теплый приём во время его визитов. Однако внимание поэта было направлено на племянницу Осиповой, Анну Петровну Керн, которая приехала в Тригорское летом 1825 года. Пушкин уже встречался с Керн ранее в Петербурге, и это неожиданное повторное знакомство усилило его увлечение. Для неё он написал одно из своих самых известных любовных стихотворений: «Я помню чудное мгновение…». Когда Осипова узнала об их романе, она тайно отправила Керн к её мужу в Ригу. В сентябре 1826 года Пушкину было позволено вернуться в столичный мир Москвы и Петербурга, хотя и под надзором жандармерии.
Третье имение из этого ансамбля — Петровское — тесно связано с предками Пушкина, родом Ганнибалов. В 1781 году оно было передано сыну Авраама Ганнибала, Петру, который сделал его своим домом. Хотя Петровское было небольшим по размерам, оно считалось самым впечатляющим из трёх пушкинских имений. Дом, как и другие, сгорел в 1918 году. После Великой Отечественной войны его восстановили в 1976 году, опираясь на архивные документы. Вокруг имения располагался природный парк, ведущий к озеру Петровское (или Кучане), с сетью дорожек, беседок и павильонов. Пушкин несколько раз посещал своего двоюродного дедушку, который делился воспоминаниями о великом Аврааме Ганнибале.
Последним памятным местом, связанным с Пушкиным в этом крае, является Святогорский монастырь, основанный в 1569 году по указу Ивана Грозного. Монастырь, расположенный на вершине крутого холма, включает церковь Успения Богородицы, построенную в том же 1569 году из плоского камня и расширенную в 1770-х годах. Пушкин неоднократно бывал в этом монастыре, и здесь покоятся многие члены его семьи, включая его мать, похороненную в апреле 1836 года.
Менее чем через год, 29 января 1837 года (по старому стилю), Пушкин погибнет в трагической дуэли. После его похорон в Петербурге тело поэта, под охраной, было доставлено в Святогорский монастырь и погребено рядом с могилой матери у восточной стены Успенской церкви. В конце 1839 года его вдова, Наталья Николаевна, поручила петербургскому скульптору А. М. Пермагорову создать мраморный обелиск для его могилы. Осенью 1840 года на обелиске появилась простая надпись с датами рождения и смерти поэта. Для величайшего поэта России любые другие слова были бы лишними.
Книга Уильяма Брумфилда “Journeys through the Russian Empire” (“Путешествия по Российской Империи”) доступна на Amazon.
На рубеже двадцатого века фотограф Сергей Прокудин-Горский запечатлел Российскую империю, претерпевающую изменения вызванные индустриализацией и строительством железных дорог. Он разработал новейший для того времени метод создания цветных изображений на стеклянных пластинках. Его работы, запечатлевшие жизнь в императорской России, уникальны.
В 1918 году Прокудин-Горский уехал из России, забрав почти 2000 стеклянных негативов. В 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела его коллекцию, которая стала важным источником для изучения дореволюционной России.
Уильям Крафт Брумфилд, ведущий специалист по русской архитектуре, начал работать с фотографиями Прокудина-Горского в 1985 году, курировал первую выставку в США и аннотировал коллекцию. В книге «Путешествия по Российской империи» он сопоставляет свои фотографии с работами Прокудина-Горского, исследуя сохранность архитектурного наследия России. Богато иллюстрированный том включает около 400 изображений, представляющих уникальное свидетельство двух выдающихся фотографов и их вклада в вопросы сохранения и культурной памяти.