Сегодня на календаре 10 февраля, и в России отмечается день дипломатического работника. Именно поэтому уместно рассказать одну из историй о российских посланниках в США.
Сегодня предлагаю поговорить о наверное одном из самых известных соотечественников когда либо проживавших в США – Александре Андреевиче Бодиско.
В 1803 году отцу нашего сегодняшнего героя император пожаловал потомственное дворянство, по этому его сын, о котором сегодня идет речь являлся потомственным дворянином тоже.
Александр вырос в состоятельной семье. Его отец был коллежским асессором и директором Московского банка а мать баронессой. Александр родился в 1786 году в России в Санкт-Петербурге. Два его младших брата оказались среди участников декабрьского восстания на Сенатской площади, но это никак не повлияло на карьеру Александра, которая разделилась примерно поровну на два периода – шведский и американский.
Очень рано, когда ему было всего 13 лет поступил на дипломатическую службу, состоя при коллегии иностранных дел был послан курьером в Швецию в небольшой по тем временам административный центр Эребру к инженер-генералу фон Сухтелену, при котором и был оставлен.
В 1814 году в качестве посыльного привёз императору Александру I известие о заключении мира между Швецией и Данией и за хорошие новости был награжден орденом Св. Анны 2-й степени. С этого момента и началась его головокружительная карьера дипломатического работника.С 1817 года Александр был назначен на временную должность русского генерального консула в Стокгольме.
Так продвигаясь по карьерной лестнице он к 1832 году уже занимал чин действительного статского советника. Это был гражданский чин очень высокого ранга, соответствовавший генерал-майору в армии или контр-адмиралу на флоте и имел обращение «Ваше превосходительство».
После смерти графа Сухтелена у которого он служил, 17 января 1836 года Бодиско был утверждён временно поверенным в делах при миссии в Стокгольме и уже через год назначен чрезвычайным и полномочным посланником в США и оставался на этом посту до конца своей жизни. Он проработал на этом посту 17 лет – это рекордный срок.
К сожалению до нас не дошло сколько-либо достоверных портретов Бодиско. Единственное изображение было напечатано в одной из Вашингтонских газет, но и этот портрет вызывает сомнения в подлинности. Однако до нас дошли словесные описания внешнего вида дипломата. “Он был низеньким и тучным, с широким калмыцким лицом, с множеством морщинами, обросшим лохматыми бакенбардами, соединяющимися с усами над широким ртом с едва намеченными зубами; блестящий коричневый парик низко нависал над лохматыми бровями и бегающими маленькими глазами…”.
Другой свидетель описывал Бодиско похожими словами: “его рот беззуб, его дыхание ужасно, и все вместе оправдывает мнение тех, кто считает его самым безобразным человеком в Соединенных Штатах. … Скрывая свою дряхлость под одеждой, освещая лицо улыбкой, глубиной в толщину кожи, но достаточной, чтобы стереть морщины…”.
Ему досталось неспокойное время. В условиях нестабильной внешней политики Российской Империи, когда она взяла курс на сближение с Великобританией и как следствие отказа от дальнейшего развития российско-американских отношений,
Александр Андреевич активно отстаивал необходимость сохранения добрых взаимоотношений с США как «традиционным союзником» и «действительным и единственным политическим другом, на которого можно положиться».
Интересную и значимую роль Бодиско сыграл и во время решения территориального вопроса в Калифорнии. Он неоднократно предлагал правительству Николая I объединить с США усилия по разделу между Россией и США Верхней Калифорнии и залива Сан-Франциско, который стал разменной монетой в «ускользающих из рук слабеющего мексиканского правительства».
Несмотря на все попытки, его предложения не встретили поддержки у царя и министра иностранных дел Нессельроде, так как совпали по времени с настойчивыми предложениями Российско-американской компании отказаться от поселения Росс. К сожалению, территории севернее залива Бодега были проданы и оставлены русскими промышленниками навсегда.
За время пребывания в должности посла Александр Андреевич получил чин тайного советника и был отмечен орденами Св. Анны 1-й степени и Св. Владимира 2-й степени. Лица, удостоенные чина тайного советника, обычно занимали высшие государственные должности, например министры или руководители крупных департаментов, сенаторы, академики Императорской Академии наук и иногда губернаторы, но только за очень большие заслуги. Считается, что благодаря Бодиско взаимоотношения между Россией и США принимают добрососедский характер. Русские моряки и инженеры направляются в Соединённые Штаты с целью изучать модель для задуманной Николаем I модернизации России, а американские специалисты – агрономы, врачи, инженеры – в свою очередь получают приглашение приехать в Россию, где они строят телеграфные линии, выращивают табак и даже лечат зубы императору.
Русский посол в США пользовался непререкаемым авторитетом не только у своих коллег, послов других государств, которые кстати нередко приходили к нему за советом, но также и у местного истеблишмента. Так, филадельфийская газета писала, что русский дипломат обладает здравым смыслом, «подлинно американским по своему предвидению и интуиции… Он будет достойным образом проводить в жизнь интересы своего суверена, но одновременно не будет враждебно настроен в отношении нашей страны».
Местная Филадельфийская газета акцентировала внимание на высоком профессионализме посланника, который пользуется высочайшим авторитетом в Вашингтоне. В статье отмечалось, что Бодиско “во всём Вашингтоне, занимает самый большой дом, угощает лучшими обедами, устраивает великолепнейшие балы, словом, развлекает чаще и лучше других”. В той-же статье корреспондент отмечает что “мудрые государственные деятели России всегда знают, как выбирать своих иностранных представителей и посредством своего посла в Вашингтоне они оказывают немалое социальное и политическое влияние».
На улице “О” в Вашингтоне сохранился особняк Бодиско, где он жил и работал. Это прекрасное и внушительное сооружение, которое находится у меня за спиной, было построено Клементом Смитом в период с 1815 по 1818 годы. Дом имеет 3,5 этажа с высоко поднятым полноценным цокольным этажом, двускатную крышу и слуховые окна. Фасад выполнен из фламандского кирпича с углублениями над окнами и изящным портиком с фронтоном и изогнутой лестницей внутри. В доме Бодиско часто проводились яркие балы, которые становились событием для всего Вашингтона. Его дом в Джорджтауне был центром культурной жизни столицы США. Фактически, этот дом выполнял функцию посольства Российской Империи в США. В 1840 году Бориско подарил свой особняк жене и ее семье. В последующие годы этот дом много раз менял своих хозяев, в том числе принадлежал супруге бывшего Госсекретаря США Джона Керри.
Благосклонному отношению со стороны американских элит способствовал тот факт, что посол был женат на американке. Причём эта история тоже оказалась по-своему необычной и скандальной. Александр Бодиско на тот момент был вдовцом 54 лет, но внезапно влюбился в юную особу 16 лет – Гарриет Уильямс. На их свадьбе, ставшей главным светским событием Вашингтона, присутствовал тогдашний президент США Мартин Ван Бюрен.
Познакомился Александр Бодиско со своей избранницей случайно. Он устраивал рождественский бал для детей по случаю приезда своих племянников в США. По задумке это был детский праздник с шармом высшего общества. Именно на этом празднике, как утверждают некоторые историки, пожилой дипломат влюбился в девочку-подростка, которой на тот момент было 16 лет.
Казалось, что такие ранние браки были в порядке вещей для 19 века. Если вспомним помолвку Николая Петровича Резанова и Канчиты, то на момент их встречи Кончите было всего 15 лет, а Резанову 42. Вернемся к истории Бориско. Немолодому послу пришлось долго добиваться руки своей избранницы, семья была поначалу против такого неравного брака. “Бабушка и все остальные члены семьи считали, что Бодиско слишком стар и страшен”, – пересказала девочка мнение семьи. На это Бодиско ответил, что она, конечно, может найти себе кого-нибудь помоложе и покрасивее, но никто не будет любить ее сильнее, чем он. Видя благосклонность самой дочери, семья Гарриет смирились и благословили союз. И он оказался счастливым и весьма плодовитым.
Через тринадцать месяцев после свадьбы у четы родились мальчики-двойняшки, а затем еще трое детей. Младший сын Уильям родится в январе 1853 г., когда его отцу было 65 лет!, что заставило приумолкнуть рассуждавших о разнице в возрасте и укрепило популярность Бодиско в Вашингтоне. Таким образом – за 14 лет совместной жизни в семье Бодиско родилось пятеро детей.
Вместе они неоднократно посещали Петербург, где молодая супруга была представлена императору. Интересно, что по воспоминаниям современницы, Гарриет так понравилось жить при царском дворе, что она признавалась, что вообще хотела бы не возвращаться на родину.
Кстати говоря, сын Александра – Владимир в 60-е и 70-е годы 19 века служил секретарем русской миссии в Вашингтоне, и участвовал в подготовке и подписании договора о продаже Русской Америки и даже запечатлен на известной картине Эмануэль Лойце, посвященной этому событию.
В 1854 году Александр Андреевич скончался. В связи с похоронами Бодиско в знак уважения к нему и «дружественному» правительству были прерваны на день заседания Конгресса США, что, как отмечалось в донесении русскому канцлеру, явилось беспрецедентным случаем в парламентской истории США. Все члены кабинета во главе с американским президентом сочли необходимым лично присутствовать на траурной церемонии. Как писала одна из вашингтонских газет, вся элита хотела попрощаться «с самым мудрым и популярным дипломатом».
Похоронен Александр Андреевич вот здесь, на Вашингтонском кладбище Oak Hill.
Вот такая история. Несмотря на эпатажность и неоднозначность фигуры Бодеско, Александр Андреевич как истинный дипломат одновременно мог быть своим в высшем свете Америки, и с честью отстаивал интересы Российской Империи до своей последней минуты. Поздравляю всех дипломатических работников с профессиональным праздником.
Источники:
Saul, N. E. (1991). Distant Friends: The United States and Russia, 1763-1867. University Press of Kansas.
Сиротинская, М. М. (2008). Российский посланник в Вашингтоне АА Бодиско и полемика в Конгрессе США о политике невмешательства (1851-1852). In Российско-американские отношения: конец XVIII-начало XX вв. Материалы международной научной конференции «200 лет российско-американских отношений»(Москва, 8-10 ноября 2007 г.) (p. 40).
Курилла, И. И. (2005). Заокеанские партнеры: Америка и Россия в 1830–1850-е годы (p. 487). Изд-во ВГУ.
Frémont, J. B. (1887). Souvenirs of My Time. Boston: D. Lothrop.
Mackall, S. S. (1899). Early Days of Washington. Neale Company.
Rable, G. C. (2020). Index to A Belle of the Fifties: Memoirs of Mrs. Clay of Alabama (Covering Social and Political Life in Washington and the South, 1853-66)