Текст и фотографии Уильяма Брумфилда.
С 1960-х годов Суздаль, с его поэтически красивым ландшафтом и удивительной концентрацией исторических памятников, стал одним из самых привлекательных направлений для культурно-исторического туризма в России. В центре этого богатого наследия возвышается белокаменный собор Рождества Богородицы, расположенный на территории древнего кремля, некогда бывшего сердцем городской жизни. История Суздаля словно оживает в судьбе Рождественского собора, являющегося ключом к пониманию многих драматических событий прошлого.
Несмотря на то что Суздаль порой оказывался в тени таких средневековых центров, как Владимир и Ростов Великий, он был одним из первых поселений в центральной части Руси. Первое упоминание о городе датируется 1024 годом, что позволяет Суздалю в этом году отметить свое тысячелетие. Однако археологические находки свидетельствуют о том, что на месте нынешнего Суздаля существовали поселения уже в IX–X веках.
К началу XI века Киев утвердил свое политическое и религиозное влияние на этих плодородных землях, сделав их предметом ожесточенных споров между княжескими династиями. А уже к концу XII века великий князь Владимир Мономах возвел для Суздаля новую цитадель — кремль — на берегу речки Каменки. Именно он подарил городу первый православный собор, который, по всей вероятности, стал первым крупным кирпичным сооружением на территории северо-восточной Руси.
В середине XII века Суздаль входил в состав владений Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Именно Юрий сделал город столицей могущественного Ростово-Суздальского княжества, превратив его в важный центр власти и культуры. Однако его сын и преемник, Андрей Боголюбский, предпочел перенести столицу в соседний Владимир, оставив Суздаль на втором плане. Тем не менее, следующий правитель, Всеволод III, сводный брат Андрея, в 1194 году предпринял масштабную реконструкцию Суздальского собора, тем самым подчеркнув значимость города.
Эта реконструкция оказалась лишь временным решением. В 1222 году один из сыновей Всеволода, Юрий, разрушил старый кирпичный собор и возвел на его месте величественное известняковое здание, посвященное Рождеству Богородицы. Новый собор стал настоящим шедевром зодчества, отличавшимся изысканными декоративными элементами, характерными для каменных церквей Владимиро-Суздальской земли конца XII века. Фасады собора украсили резные колонны аркадного пояса, а также изображения львов и женских масок, символизирующих образ Девы Марии, расположенные на углах и стенах здания.
Одной из уникальных особенностей Суздальского собора стали великолепные «Золотые врата» западного портала, созданные около 1233 года, а также их южная пара, появившаяся в 1248 году. Эти двери украшены сценами из священной истории и изображениями православных святых, выполненными в технике нанесения золотой фольги на медные пластины. Эти редчайшие артефакты, несмотря на все испытания, выпавшие на долю собора, чудесным образом сохранились до наших дней, являясь бесценным свидетельством богатства и мастерства древнерусской культуры.
В 1230-х годах интерьер Суздальского Рождественского собора был украшен изящными фресками, дополнен иконами, расположенными по всему пространству, и несколькими мозаиками в районе алтаря. Фрагменты этих оригинальных фресок были вновь открыты во время реставрационных работ в XX веке под руководством Алексея Варганова.
Этот величественный каменный собор пережил разграбление Суздаля монгольскими войсками в 1238 году, хотя внутренние убранства были полностью уничтожены. Однако испытания для города и собора на этом не закончились. В 1281 и 1293 годах Суздаль вновь подвергся жестоким опустошительным набегам монголов, оставивших следы разрушения.
Несмотря на десятилетия, омраченные чумой, голодом и вражескими нашествиями, собор стоял непоколебимо до 1445 года, когда набег казанских татар привел к новой трагедии. Огонь, охвативший внутреннюю часть храма, так сильно повредил конструкции, что ослабленный свод крыши в итоге обрушился, нанеся серьезный урон этому памятнику древнерусской архитектуры.
Лишь в 1528–1530 годах великий московский князь Василий III начал восстановление собора в рамках своей кампании по укреплению наследия русских земель под защитой Москвы. Во время реконструкции оставшиеся каменные стены были опущены до уровня «слепой» аркады верхнего яруса первого этажа, а верхняя часть здания и барабаны под пятью куполами были перестроены из нового кирпича в стиле крупных московских церквей. При этом большая часть оригинальной резьбы по известняку XIII века сохранилась.
XVII век принес новые испытания Суздалю. В Смутное время, после смерти царя Бориса Годунова в 1605 году, суздальские власти стремились продемонстрировать лояльность быстро сменявшимся правителям Москвы, но это не уберегло город от набегов литовских мародеров, поддерживавших польских претендентов на престол. Именно суздальский дворянин князь Дмитрий Пожарский возглавил армию, которая освободила Москву от польской оккупации, создав условия для основания новой династии Романовых.
Даже после установления мира в Москве Суздаль продолжал сталкиваться с трудностями. В 1634 году город подвергся нападению крымских татар, а в 1650-х годах разразилась чума. Несмотря на эти бедствия, епископ Серапион сумел найти средства для заказа нового комплекса фресок для Рождественского собора в середине 1630-х годов. Хотя их неоднократно перекрашивали, изначальная композиция сохранилась.
В конце 1630-х годов под руководством епископа Серапиона южнее собора была построена восьмиугольная колокольня, на втором уровне которой разместилась небольшая Благовещенская церковь. Колокольня увенчана изящной шатровой башней, придающей выразительный вертикальный акцент всему кремлевскому ансамблю. Позднее, в конце XVII века, колокольня и Благовещенская церковь были расширены митрополитом Илларионом.
Третий элемент соборного ансамбля — Архиерейская резиденция — приобрел завершенный облик также в конце XVII века благодаря Иллариону. Ее старейшая часть, расположенная рядом с собором, состоит из стен епископской резиденции XV века. В XVI веке здесь появились трапезная и церковь Сретения, построенная в 1559 году.
Илларион объединил эти постройки в единый архитектурный комплекс, ставший обширной резиденцией архиепископа. Центральное помещение комплекса — Крестовая палата — было восстановлено в конце 1960-х годов. В этот же период внутри Рождественского собора появился внушительный шестиярусный иконостас.
Пострадавшая в крупном пожаре, охватившем Суздаль в 1719 году, верхняя часть Рождественского собора была капитально восстановлена. В 1748 году собор претерпел изменения: пять куполов приобрели форму расширяющихся луковиц, а над закругленными фронтонами появилась наклонная крыша. В таком виде храм оставался до 1950-х годов, когда во время реставрации ему вернули изогнутую линию крыши XVI века, сохранив при этом луковичные купола XVIII века.
По периметру соборного ансамбля расположены несколько небольших приходских церквей, также входящих в состав музея Суздальского кремля. Среди них выделяется Успенская церковь конца XVII века, чьи ярко-красные стены украшают путь к Рождественскому собору с восточной стороны. На берегу реки Каменки, у юго-восточного угла земляного вала Кремля, находятся церковь Святителя Николая (1730-е годы, с высокой колокольней) и церковь Рождества Христова (1771 год).
Одним из самых привлекательных сооружений музейного комплекса Кремля для многих посетителей является небольшая деревянная церковь Святителя Николая, построенная в 1766 году в селе Глотово под Вязниками. В 1960-е годы эту бревенчатую церковь с приподнятой галереей перевезли в Суздаль, где она стала первой экспозицией знаменитого музея деревянного зодчества. Основная часть этого музея, расположенная через реку Каменку, находится в приятной прогулке от величественного Рождественского собора.
Книга Уильяма Брумфилда “Journeys through the Russian Empire” (“Путешествия по Российской Империи”) доступна на Amazon.
На рубеже двадцатого века фотограф Сергей Прокудин-Горский запечатлел Российскую империю, претерпевающую изменения вызванные индустриализацией и строительством железных дорог. Он разработал новейший для того времени метод создания цветных изображений на стеклянных пластинках. Его работы, запечатлевшие жизнь в императорской России, уникальны.
В 1918 году Прокудин-Горский уехал из России, забрав почти 2000 стеклянных негативов. В 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела его коллекцию, которая стала важным источником для изучения дореволюционной России.
Уильям Крафт Брумфилд, ведущий специалист по русской архитектуре, начал работать с фотографиями Прокудина-Горского в 1985 году, курировал первую выставку в США и аннотировал коллекцию. В книге «Путешествия по Российской империи» он сопоставляет свои фотографии с работами Прокудина-Горского, исследуя сохранность архитектурного наследия России. Богато иллюстрированный том включает около 400 изображений, представляющих уникальное свидетельство двух выдающихся фотографов и их вклада в вопросы сохранения и культурной памяти.