В 1967 году несколько старообрядцев из Орегона переселились на Аляску, в округ Кенай. Здесь они купили земельный участок и построили общину на несколько семей. На протяжении более полувека здесь общаются на русском языке, тщательно охраняя культурные традиции Родины. Сохранению русских традиций способствовала и относительная географическая изоляция от ближайших американских поселений. В последние годы николаевцы взяли курс на либерализацию своего быта и укрепление связей с внешним окружением. В поселке действует государственная школа, проложена асфальтовая дорога, налажена связь и почтовое сообщение, что постепенно приводит к ассимиляции жителей поселка с местным американским обществом.
Старообрядческое село Николаевск было основано на Аляске выходцами из Орегона. Его жители приняли для себя изоляционный от американского общества стиль жизни. При содействии Толстовского фонда и властей Аляски, заинтересованных в те годы в освоении глухих мест Аляски, старообрядцам помогли в приобретении участка земли, а также в строительстве домов и создании элементарной инфраструктуры. Основу хозяйства поселения составляла рыбалка.
В 1975 году на территории Николаевска появилось старообрядческое кладбище. Могилы на кладбище традиционно не имели оград. На них устанавливают выпиленные из металла кресты с выполненными от руки надписями.
К 1985 году часть николаевских старообрядцев приняла священство от Белокриницкой иерархии, что привело к расколу общины на поповцев и беспоповцев — событию, ставшему поворотным в жизни николаевских старообрядцев.
После раскола началась настоящая гражданская война. В результате многие беспоповцы решили перебраться на юг полуострова Кенай, в окрестности городка Хомер. Несмотря на то, что беспоповцы составляли большинство, поповское меньшинство принадлежало к богатой верхушке николаевского сообщества. Этим объясняется тот факт, что Николаевск — почти полностью поповское поселение, в то время как деревни южного Кеная стали беспоповскими.
На волне рурализации в Николаевске начали селиться американцы. В поселке открыли муниципальную светскую школу, где обучение велось на английском языке, а количество часов, отведённых на изучение русского языка, сокращалось с каждым годом. Заключались браки с американцами и коренными жителями Аляски, которых лишь формально обращали в старообрядчество. Общение в семьях также велось на английском языке. В итоге Николаевск превратился в типичное американское предместье.
Сегодня аляскинские старообрядцы почти не говорят на русском языке и перенимают многое из культуры американцев. Старообрядчество превратилось в ситуативные богослужения, проповеди на которых читаются на английском языке. Остались только внешние атрибуты, уважаемые в Америке: бороды, рубахи, сарафаны и обязательная для замужней женщины шапочка (кичка) [1].
Книга Александра Молодина:
«Там русский дух… там Русью пахнет!»: сто особенных мест в США.
Книга рассказывает о богатом культурном наследии русскоязычной диаспоры в Соединённых Штатах, охватывая её историю с первых поселенцев Русской Америки до современности. В ней подробно описаны вклад русских эмигрантов в развитие американского общества, создание уникальных поселений, памятников, храмов и культурных центров, а также влияние на искусство, науку и общественную жизнь страны. Особое внимание уделяется сохранению и популяризации русского культурного наследия через музеи, мемориалы и коллекции исторических ценностей и произведений искусства. Издание предлагает глубокий анализ взаимодействия русской культуры с американской средой и её непрерывного вклада в культурное многообразие США.
1. Американские очерки. Том 2: Аляска. Ч. 2: Николаевск-на-Аляске как кладбище Русской Идеи [Электронный ресурс] // Livejournal. – Режим доступа: https://bratya-zabaday.livejournal.com/15249.html, свободный. – (дата обращения: 13.08.2024).