Top.Mail.Ru

Аляска: история освоения и продажи 

Аляска по-прежнему пестрит следами российского присутствия: это и православные церкви, и топонимика (населённые пункты, природные объекты, носящие русскоязычные названия), и фамилии и быт местных жителей. Более 150 лет назад территория перешла от Российской империи во владения Соединённых Штатов Америки. Вспомним историю этой уникальной и красивейшей земли.  

Русское наследие Аляски: православные купола, Баранов и топонимика 

Русские владения на Аляске, Алеутских островах и по северо-западному побережью Северной Америки сформировались в результате экспедиций русских мореплавателей в 30-40-е годы XVIII века. В 1732 году члены команды бота «Св. Гавриил» в ходе экспедиции Афанасия Шестакова и Дмитрия Павлуцкого стали первыми европейцами, посетившими Аляску. Есть также исторические сведения, которые указывают на то, что русские люди посещали Аляску ещё в XVII веке. Целью колонизации со стороны Российской империи было создание пояса союзных или лояльных стран, что гарантировало бы безопасность на границах. При этом характер колонизации был довольно миролюбивым и далёким от порабощения. С местным населением старались выстроить уважительные отношения: Аляска — яркий тому пример, после ухода с территории о себе русские оставили хорошую историческую память, уйдя мирно и цивилизованно. 

Владения России в Северной Америке находились в ведении Российско-Американской компании, основанной в 1799 году — частно-государственная монопольная торговая компания, получившая привилегии на эксплуатацию русских владений в Америке до 55 градуса северной широты. К началу 20-х годов XIX века на островах и материке сформировалось 15 русских поселений, которыми управлял главный правитель колоний с резиденцией в Ново-Архангельске. В совокупности РАК управляла Аляской с прилегающими к ней островами в период с 1799 по 1867 год. Площадь территории составляла 1,5 миллиона квадратных километров. 

В 1824 году была заключена русско-американская конвенция, которая регулировала взаимоотношения между Россией и США на американском континенте.  В 1825 году аналогичная конвенция была подписана между Россией и Великобританией. Документы стали первыми международными актами, которые определяли границы русских владений и устанавливали принадлежность России части территории в Северной Америке. 

Впервые США предложили выкупить у России Аляску и Алеутские острова в 1854 году. Однако Российская империя такую интенцию оставила без внимания, потому как стройной геополитической позиции относительно своих североамериканских колоний у России не было. Между тем США к тому времени уже проводили активную территориальную экспансию на Тихоокеанском побережье. Со своей стороны, Российская империя испытывала трудности в защите североамериканских колоний в случае военного нападения — одним словом, ресурсов на защиту колоний не было. Особенно явственно это выявилось в ходе боевых действий на Дальнем Востоке в период Крымской войны. В то же время назревал экономический конфликт между Российско-Американской компанией и британской компанией Гудзонова залива — последняя от имени Великобритании осуществляла торговую деятельность на территории британских владений в Северной Америке. 

Вторая попытка договориться о продаже Аляски последовала в 1859 году. Снова отказ. Главным сторонником продажи североамериканских колоний выступал брат Александра II великий князь Константин Николаевич, возглавлявший в 1855-1881 годах Морское министерство, в ведении которого находилась РАК. Аргументы великого княза сводились к тому, что военное и экономическое положение Российской империи после поражения в Крымской войне (1853–1856 годы) не позволяет сохранить эти территории в составе империи. Князь апеллировал также к тому, что Россия — держава континентальная, которой следует «укрепляться в центре своем». Напротив, министр иностранных дел Александр Горчаков занимал более осторожную позицию и предостерегал от поспешных действий. 

Переговоры о продаже североамериканских колоний актуализировались в 1866 году. Инициаторами стала группа российских чиновников: чрезвычайный посланник и полномочный министр в Вашингтоне Эдуард Стекль, уже упомянутый князь Константин Николаевич и министр финансов Михаил Рейтерн. Все они разделяли позицию о продаже североамериканских колоний и выработали окончательное решение — необходимость в продаже заокеанских владений всё-таки существует.

Среди мотивов продажи были не только военные — как мы уже говорили, в случае нападения защитить североамериканские земли для России было бы проблематично. Государственные власти не видели практической ценности в территориях, которые на протяжении полутора веков владения так и оставались неосвоенными в хозяйственном отношении, а местное население едва достигало 12 тысяч человек, из которых русских — не более 800 человек. Были проблемы и, как принято сейчас говорить, с транспортной доступностью — торговое мореплавание оставалось незначительным. Всё это в совокупности ослабляло связи материковой империи с колонией. Куда большие перспективы государственные власти видели в освоении Приамурского края, куда направляли значительные силы.  

В итоге в 1866 году на заседании «Особого комитета» во главе с императором Александром II было принято историческое решение о продаже североамериканских колоний США. Вести переговоры с американцами поручили Эдуарду Стеклю. Камень преткновения заключался в сумме сделки, а также в принципиальной позиции императора, чтобы инициатива формально исходила с американской стороны. В ходе переговоров сошлись на цене в 7,2 миллиона долларов золотом. «Конвенция об уступке Соединённым Штатам Америки российских североамериканских колоний» была подписана в марте 1867 года в Вашингтоне.