Top.Mail.Ru

Алексей Бродович — дизайнер, который определил современный глянец  

Алексей Бродович считается тем человеком, который во многом определил облик современного глянца. Без его наработок в графическом дизайне, фотографии и вёрстке модные журналы современности, вероятно, имели бы иной облик. 

Алексей Бродович родился в 1898 году в деревне Оголичи Российской империи. Сейчас эта территория принадлежит Белоруссии. Семья будущего дизайнера и фотографа была состоятельной: отец работал врачом-психиатром, а мать — художницей-любительницей. Бродович окончил Тенишевское училище в Санкт-Петербурге — ныне уже не действующее среднее учебное заведение окончили такие именитые деятели своих сфер, как Владимир Набоков и Осип Мандельштам. 

Бродович строил планы о поступлении в Императорскую академию художеств. Всё изменилось с началом Первой Мировой войны — дизайнер отправился воевать на фронт, откуда его возвращал отец, работавший военным генералом во главе санитарного поезда Красного Креста. Во время Гражданской войны Бродович воевал на стороне Белой армии, после поражения которой ему вместе с семьёй и женой Ниной пришлось эмигрировать в Париж и начинать жизнь с нуля. Чтобы заработать, Бродович начал работать маляром, а после работы посещал уроки живописи и скульптуры в Свободной академии Марии Васильевой. Там он познакомился с Марком Шагалом, Александром Архипенко и Натаном Альтманом. Благодаря новым связям Бродович устроился художником-декоратором в театр Сергея Дягилева, где ушёл в жанр экспериментаторства. Создавал афиши и декорации для «Русских сезонов», а чтобы получить опыт и собрать портфолио, попутно занимался фотографией, декорациями, интерьерами домов и квартир, разрисовывал ткани для модного дома Поля Пуаре, чертил эскизы мебели для Бьянчини, рисовал иллюстрации и разрабатывал макеты для парижских журналов «Arts et Mйtiers Graphiques», «Graphic», «Cahiers d’Art» и других. 

Известность пришла к Бродовичу в 1924 году после участия в конкурсе плакатов для благотворительного бала Le Bal Banal, где он занял первое место, обойдя Пабло Пикассо. Афиша соединяла в себе художественные течения того времени — модернизм и сюрреализм, вечную борьбу светлого и тёмного в сочетании с лицедейством. 

Плакат Бродовича для благотворительного Le Bal Banal. Дизайнер очень гордился это работой и всегда размещал её в своих кабинетах. 

Репутация Алексея Бродовича как именитого и востребованного дизайнера окончательно сложилась на Парижской международной выставке декоративных искусств — там он получил пять медалей: три золотые за дизайн киоска и украшений, две серебряные за дизайн текстиля и приз за павильон Бека Филса «Любовь искусства». Он открыл собственную дизайнерскую студию L’Atelier A. B. — студия занималась разработкой рекламных плакатов для разных компаний.  

В 1930 году Алексей Бродович по приглашению дирекции Филадельфийского музея искусств вместе с женой и сыном переезжает в США и возглавляет отделение рекламы в Школе промышленного искусства. В Америке дизайнер также преподаёт фотографию и проектно-эстетическое оформление, участвует в создании Ассоциации художников инженерного дизайна в Филадельфии.

В 1933 году Бродович учреждает и основывает первую в США профессиональную «Лабораторию дизайна». Здесь он преподаёт свои собственные курсы по вёрстке и иллюстрации, искусству плаката и дизайна, режиссуре и полиграфии. Вместе с тем читает лекции в университетах и колледжах Нью-Йорка и Йеля. Его творческое кредо — видеть, чувствовать, думать и только потом делать. Бродович также хотел, чтобы его студенты учились думать самостоятельно и нашли свой собственный уникальный стиль. По рассказам современников, Бродович всегда общался со своими учениками на равных и часто приносил в класс реальные дизайнерские задачи, чтобы подумать над ними вместе. Лаборатория дизайна стала альма-матер для многих известных американских дизайнеров и фотографов — Ирвинга Пенна, Дианы Арбус, Евы Арнольд, Ричарда Аведона, Гарри Виногранда.

«Если ты берешься за камеру, то должен быть и редактором, и дизайнером, и репортером. Даже когда фотографируешь пару стоптанных башмаков — это уже репортаж», — высказывался Алексей Бродович. 

Ключевым творческим этапом для дизайнера становится журнал Harper’s Bazaar, куда в 1934 году его пригласили в качестве арт-директора. Целевой аудиторией журнала были женщины, которые покупают для себя всё самое лучшее, апофеоз глянца и гламура. Журнал оказывал влияние на периодическую прессу и был впереди других глянцевых изданий вроде Vogue, Cosmopolitan или Elle. Именно Бродович разработал канонический внешний вид журнала: рисованные иллюстрации заменил фотографиями, перестал отделять иллюстрацию на обложке от названия журнала. А первым делом, придя в Harper’s Bazaar, Бродович уволил старейшего иллюстратора Эрте, сразу же отправив в топку стиль ар-нуво, который ему казался устаревшим. 

Параллельно с успешной работой в Harper’s Bazaar Бродович занимался своим собственным проектом — журналом Portfolio, посвященным графическому дизайну. В свет вышло всего три выпуска, однако они успели оказать влияние на графический дизайн того времени. 

То, как Алексей Бродович работал с фотографиями, многие называли варварством. Он обрезал изображения, если ему казалось, что так они будут эффектнее выглядеть на странице, мог переворачивать их слева направо, класть по диагонали или накладывать одно на другое.

Конец жизни выдающегося дизайнера и фотографа сложился трагично. В конце 1950-х умерла его супруга Нина. Бродович ушёл из «Harper’s Bazaar», впал в депрессию, начал пить, оказался в психиатрической больнице, а в его доме случился пожар, который уничтожил многие ценные художественные наработки. 

В 1966 году Бродович упал и сломал бедро. До конца не вылечившись, в 1967 году вместе с сыном Никитой он вернулся во Францию, где и скончался в апреле 1971 года.