Top.Mail.Ru

Кекур в Ситке

Кекур в Ситке, известный также как Castle Hill, имеет особое значение в истории Русской Америки, выполняя центральную административную функцию колонии. Название “кекур”, означающее возвышающуюся из залива скалу, подчёркивает его стратегическое и оборонительное значение, особенно после русско-тлинкитской войны начала XIX века. С 1804 по 1867 год здесь располагался дом главного правителя Русской Америки — центр общественной жизни колонии. В его состав входили жилые и административные помещения, включая резиденцию главного правителя. Здесь находились общественная библиотека, залы для проведения приемов, балов и детских утренников, а также конторские помещения Российско-Американской компании. После разрушительного пожара 1894 года Кекур опустел. Сейчас холм, признанный государственным историческим объектом и национальным историческим памятником, привлекает туристов как важное место в истории США и России.

Более шестидесяти лет это место играло ключевую административную роль в качестве центра Русской Америки и стало символом русского присутствия на американском континенте. Термин “кекур” [1], пришедший из сибирского лексикона русского языка, означает природную скалу, возвышающуюся над водой. В Новоархангельске (Ситке) кекур, высокий холм, соединённый с островом узким перешейком, стал значимым фортификационным элементом природного происхождения. Защитная функция была особенно востребована после русско-тлинкитской войны, хотя в поздние годы оборонительный потенциал кекура играл всё меньшую роль. С 1804 по 1894 год на этом месте располагались различные здания, преимущественно жилого и административного назначения, получившие общее название “Дом правителя”, а в американскую эпоху — “Baranof Castle”.

История строительства сооружений на кекуре началась после печального инцидента в 1802 году, когда был уничтожен Михайловский редут — первое русское поселение на острове Ситка (см. статью “Михайловский редут/Old Sitka”). Уже в 1804 году Баранов воздвиг на месте индейского поселения Shis’kí Noow новую крепость. Здесь он строил укрепление, обнесённое стеной, в котором к 1805 году насчитывалось более десятка сооружений. В числе первых было построено одноэтажное рубленное сооружение из круглых брёвен размером 5×6 саженей с четырьмя комнатами [2] (предположительно дом крестом). Здание было покрыто четырёхскатной вальмовой крышей из тёса.

20 декабря 1819 года на пост главного правителя Русской Америки был назначен Матвей Иванович Муравьёв, который, прибыв в Ситку в 1820 году, обнаружил, что “…дом главного правителя, казарма, все остальные дома, магазинные будки грозят развалиться” [3]. К 1822 году было построено новое двухэтажное здание взамен обветшавших построек. Крепостные стены расширились, а все постройки, ранее находившиеся на холме, были перенесены к его подножию, освобождая место под более обширный новый дом, который сразу задумывался как центр общественной жизни поселения.

Новый дом был построен из тёсаного квадратного бруса. С востока к нему были пристроены сени. Как и прежний дом, он был покрыт скатной вальмовой крышей. Судить о планировке сложно, но сохранилось описание Муравьёва: “…сверху устроена библиотека с конторой и казармой офицерской … внутренняя лестница широка и удобна. Снизу покои обширны в 3 комнаты и рабочий кабинет” [4].

При главном правителе Иване Антоновиче Купреянове в 1838 году дом был перестроен. Новое двухэтажное деревянное сооружение имело компактную планировку в виде правильной прямоугольной фигуры, что придавало зданию “чистоту формы”. Не было пристроек (за исключением небольших крылечек) или сооружений рядом, нарушающих облик. Фасады нового дома были выполнены в стиле позднего классицизма, как и все новые и реконструируемые здания Новоархангельска.

Типовое строительство, распространённое в России и Сибири в то время, несомненно, повлияло на архитектуру дома главного правителя. В дом были добавлены мезонин и широкое центральное окно второго этажа с арочным завершением, что усиливало симметрию фасада. Мезонин был увенчан фронтоном в духе русского ампира с подшитым досками карнизом. Фронтон был украшен арочным слуховым окном, характерным для жилых зданий России XIX века. Завершение мезонина высоким фонарём маяка со шпилем также было новшеством.

Крыльцо дома нарушало симметрию западного фасада. Восточный фасад, обращённый к слободе, повторял западный, но был лишён мезонина, а ось симметрии здесь закреплял большой ампирный фронтон с арочным окном.

Торцевые фасады (северный и южный) имели симметричную композицию с пятью рядами окон. Как и многие деревянные здания Новоархангельска, дом был обшит горизонтальными досками и выкрашен в бледно-жёлтый цвет.

Здание имело три независимых входа: главный западный вход, восточный “чёрный” вход для прислуги и юго-западный вход в конторские помещения. На момент завершения строительства первый этаж был отведён под покои правителя, а второй — под общественные помещения. В доме была библиотека с 1700 томами, музей, бильярдная, музыкальная комната, а также зал для спектаклей и праздников [6].

Новоархангельский дом на кекуре был не только административным, но и культурным центром, привлекающим просвещённых жителей. Морской офицер Ф. Литке, не раз бывавший в Русской Америке, писал: “Здесь говорят — живу на Кекуре, иду на Кекур” [8].

18 октября 1867 года на плацу перед домом главного правителя состоялась церемония передачи Аляски Соединённым Штатам. Был подписан акт, спущен флаг Российско-Американской компании и поднят флаг США.

Дом правителя стоял в запустении до 1894 года, когда сгорел в пожаре.

В настоящее время Кекур в Ситке (Castle Hill) является охраняемым государственным историческим объектом и признан национальным историческим памятником. Для удобства посетителей построена тропа, ведущая на вершину холма, с которой открывается великолепный вид на город Ситка и его набережную. Информационные таблички помогают узнать больше о богатой истории этого места. Кекур (Castle Hill) расположен в центре Ситки и является популярным объектом для туристов и историков.


Книга Александра Молодина:
«Там русский дух… там Русью пахнет!»: сто особенных мест в США.


Книга рассказывает о богатом культурном наследии русскоязычной диаспоры в Соединённых Штатах, охватывая её историю с первых поселенцев Русской Америки до современности. В ней подробно описаны вклад русских эмигрантов в развитие американского общества, создание уникальных поселений, памятников, храмов и культурных центров, а также влияние на искусство, науку и общественную жизнь страны. Особое внимание уделяется сохранению и популяризации русского культурного наследия через музеи, мемориалы и коллекции исторических ценностей и произведений искусства. Издание предлагает глубокий анализ взаимодействия русской культуры с американской средой и её непрерывного вклада в культурное многообразие США.


1. Аникин А. Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири: Заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков / Институт филологии СО РАН. — 2-е изд., испр. и доп. — М.; Новосибирск: Наука, 2000. 

2. Тихменев П. А. Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени. — СПб., 1861. — Т. 1. — 223 с.

3. Муравьев М. И. — ГПРАК, 7 октября 1820 г. // National Archives Records Service. — Washington: Records of Russian-American Company, 1802–1867: Correspondents of Governors General. File Microcopies of Records in the National Archives: No. 11. — Washington: National Archives, 1942. — 122 с.

4. Там же — 125 с.

5. Белецкая Е., Карашенинникова Н., Чернозубова Л., Эрн И. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII–XIX вв. — М.: Госстройиздат, 1961. — 17 с.

6. Исследования русских на Тихом океане в XVIII в. — первой половине XIX в.: Сборник документов / Редкол.: А. Л. Нарочницкий (гл. ред.) и др. — М.: Наука, 1984. — 346 с.

7. Хлебников К. Т. Русская Америка в «Записках» Кирилла Хлебникова. Новоархангельск. — М.: Наука, 1895. — 88 с.

8. Pierce R. A. Russian America: A Biographical Dictionary. — Kingston; Fairbanks, 1990. — 111–112 с.