В продолжение цикла публикаций об Аляске не можем обойти стороной такое самобытное место, как деревня под названием Николаевск.
Аляска: история освоения и продажи
Русское наследие Аляски: православные купола, Баранов и топонимика
Поселение было основано в 1967 году группой старообрядцев, которые приобрели землю на полуострове Кенай, в центральной части Аляски. В основном это были выходцы из Орегона — почти все местные жители родились в США и, вероятно, никогда и не бывали в России, тем не менее они уверенно говорят на русском языке, а некоторые и вовсе — владеют старославянским. В целом местность словно отсылает в российскую глубинку времён царской империи. Но, конечно, с американским колоритом. Так, местные ездят на пикапах и играют в баскетбол, но это не мешает им молиться православному Богу и питаться исконно русской пищей.
Поселение совсем крохотное — около 300 жителей с плотностью населения 3,7 человека на квадратный километр. Объединяет людей одна вера — местные жители староверы, которые отвергают церковную реформу середины XVII века, проведенную патриархом Никоном. По демографическому составу более 60% жителей — русские, около 7% — немцы и ещё примерно столько же — англичане. Можно здесь найти также ирландцев, французов, голландцев, венгров, шведов и коренных американцев.
Своему рождению Николаевск обязан Толстовскому фонду, который в 1939 году был основан Александрой Толстой, младшей дочерью писателя Льва Толстого. Фонд выделил староверам средства на покупку земли на Аляске под эгидой сохранения «лучших традиций русского искусства, истории и мысли». Свои средства вложили и соратники Толстой — авиаконструктор Игорь Сикорский и композитор Сергей Рахманинов.
Николаевск назвали в честь святого Николая Чудотворца. Долгое время поселение не имело никакого официального статуса и лишь в 1990 году его признали «статистически обособленной местностью». До сих пор в официальных путеводителях информации о Николаевске мало.
У жителей Николаевска есть своя небольшая церковь, которая служит местом притяжения. У религиозной организации даже есть свои соцсети, где публикуются анонсы служб и выдержки из Библии на английском и старославянском языках. Несмотря на мифы, старообрядцы не отвергают технологии и гаджеты, поэтому все жители пользуются интернетом, телефонами и прочими благами современной цивилизации.
Есть своя школа, которую открыли вскоре после основания поселения, в 1972 году. После окончания общеобразовательного учреждения молодые люди, как правило, остаются в поселении, где вариантов для профессионального труда не так уж много — земледелие и сельское хозяйство, животноводство.
Для туристов есть радостная новость. В Николаевске действует небольшой ресторан под названием «Русский самовар», где предлагают блюда русской, украинской и восточноевропейской кухни. На сервисе Tripadvisor у ресторана неплохой рейтинг — 4 звезды из 5.
Многие воззрения старообрядцев кажутся представителям других религиозных течений довольно своеобразными. Так, они считают, что нельзя принимать пищу вместе с иноверцами или неверующими людьми, так как через это можно оскверниться. Для гостей они держат отдельную посуду либо после трапезы выкидывают её, так как считают нечистой. Местные женщины ходят в длинных платьях и покрывают головы платками. Мужчины носят бороды и рано вступают в брак, чтобы успеть завести побольше детей. Староверы не носят галстуков и не закатывают рукавов, не носят шорты и не ходят с голым торсом.
Интересный обычай — предмолитвенное омовение. Старообрядцы всегда совершают ритуальное омовение перед молитвой или перед тем, как взять священные книги в руки. Также они верят, что чистота в доме и чистота в душе человека имеет прямую взаимосвязь, поэтому в домах старообрядцев всегда чисто — не может духовно чистый человек быть неопрятным и жить в грязи.