Top.Mail.Ru

Город-призрак, или Русская слобода в Юте

Мы уже рассказывали читателям про русские деревни в Америке — Чураевку и Владимирово. Есть в США местность, которая когда-то была русской слободой, а ныне представляет из себя лишь пару русскоязычных надгробий и остатки фундаментов старинных зданий. Место находится в округе Бокс-Элдер в штате Юта. 

Владимирово: русская деревня в штате Иллинойс

Чураевка: русская деревня в Америке

В 1914 году 20 семей молокан-эмигрантов из России купили здесь землю и основали поселение, взяв за прототип русскую деревню. Посёлок разрезала главная улица, пролегавшая с востока на запад.  Русскоязычные люди приехали сюда из Калифорнии, где жили на протяжении около десяти лет и столкнулись с проблемой сохранения исконной культуры и быта. Землю им продала компания Pacific Land and Water Company, которая широко рекламировала местность как богатую и урожайную. Группа от 100 до 125 человек прибыла поездом из Лос-Анджелеса в Келтон, штат Юта, откуда их доставил в новое место жительства сотрудник компании Pacific Land and Water на фургоне.

Отдельно стоит рассказать, кто такие молокане. Религиозная секта сложилась в конце XVIII-го начале XX-го века на территории Тамбовской губернии Российской Империи. Основателем был портной из села Уварово Семен Уклеин, который провозгласил в качестве главенствующей доктрины приближение к простому образу жизни первых христиан, которые жили две тысячи лет назад. Молокане не признавали русскую православную церковь и её религиозные обряды. Вместо церквей — молельные дома. Браки — только внутри своей общины, то есть молоканка могла выйти замуж только за молоканина. Существует мнение, что молокане получили своё название от реки Молочной близ Мелитополя, куда их ссылали. Есть и более экстравагантная версия — название за особую любовь представителей секты к молочной пище. Наконец, название могло уходить корнями в персидское слово «мали-хане» (в переводе — усадьба) — молокане жили особыми закрытыми общинами.

Каждой семьей достался участок в 1,2 гектара, на котором жители возвели жилые дома, хозяйственные и коммунальные постройки. В строительстве использовалась древесина, полученная от лесопилки компании Pacific Land and Water. Основой экономики нового поселения стало сельское хозяйство и животноводство: скот закупили у владельцев соседних ранчо. Молокане также основали несколько поселений-заимок вблизи Розетты и Дав-Крик. Земледелием жители занимались на участках по 32 гектара — пахотные земли располагались за пределами поселения. Однако большая часть жителей предпочитала использовать для сельского хозяйства участки, прилегающие к домам — выращивали овощные, садовые и зерновые культуры для собственных потребностей. 

Местность на деле оказалась засушливой. Молокан постигли неурожаи. Компания Pacific Land and Water обещала обеспечить жителей системой ирригации полей, включая колодцы и насосы, однако сделано этого так и не было, что вынудило молокан использовать воду из бытовых колодцев для орошения приусадебных участков.

Из-за отсутствия систем орошения местность очень скоро стала подвергаться осушению, что привело к неурожаям. Уже к 1917 году Русская слобода опустела и превратилась в город-призрак, а большая часть жителей вернулись в район Лос-Анджелеса. Оставшаяся инфраструктура была разобраны жителями соседних поселений. После ухода русских иммигрантов местность так и осталась незаселённой. Примерно до 1960-х здесь ещё оставались следы жизни. К сегодняшнему дню единственное свидетельство существования русскоязычной общины — белый частокол, ограждающий две могилы с надгробиями на русском языке.