Текст и фотографии Уильяма Брумфилда.
Для тех, кто хранит в сердце любовь к русской культуре, деревня Болдино, расположенная в юго-восточной части Нижегородской губернии, неразрывно связана с именем великого писателя Александра Сергеевича Пушкина. В конце лета 1830 года Пушкин, отправившийся в родовое имение Болдино по делам, оказался пленником осени, вынужденным задержаться здесь из-за бушующей в Подмосковье холеры. Однако это неожиданное уединение стало источником величайшего творческого подъема, известного как «Болдинская осень». Именно в этот краткий, но плодотворный период Пушкин завершил заключительные главы своего эпохального романа — «Евгений Онегин», одного из самых значимых произведений в русской литературе.
Но Болдино — это не только литературная легенда. Большое Болдино (как официально называется этот небольшой городок) и его окрестности хранят в себе богатую историю, ставшую свидетелем драматических событий: поход Ивана Грозного на Казань в 1552 году, восстание Пугачева в 1774 году. В XIX веке этот регион пережил трудные времена — от голода до тяжёлого перехода от крепостного права к примитивным формам земледелия. А в XX веке Болдино, как и вся Россия, оказалось втянуто в бурю катастрофических событий — войн, революций, коллективизации, и новой, ещё более жестокой войны, которая унесла жизни тысяч жителей Болдинского района.
Культурный центр Болдино — это усадебный дом семьи Пушкиных. Усадьба на живописной речке Азанке принадлежала роду Пушкиных с конца XVI века и была официально передана предку поэта, Фёдору Пушкину, за его заслуги в освобождении Москвы от поляков в 1612 году. Хотя внешний вид нынешнего усадебного дома может отличаться от более ранних строений, его общий силуэт с остроконечным фронтоном остаётся характерным примером деревянной усадебной архитектуры российской провинции. Эти крепкие бревенчатые строения, обшитые досками, придавали постройке внушительность и солидность. Сегодня Болдинский дом окрашен в яркий жёлтый цвет, хотя традиционно такие дома были серыми или зелёными.
Мнения об истинном возрасте нынешней усадьбы Болдино, которая претерпела значительные изменения в течение XIX века, до сих пор расходятся. Однако недавние исследования показали, что нижние венцы основного строения относятся, по крайней мере, к началу XIX века и, следовательно, существовали в том виде, в каком Пушкин видел их во время своих визитов в 1830-е годы. Заднее крыло дома было пристроено только в 1870-х годах.
Интерьер усадьбы восстановлен в соответствии с анфиладным планом XIX века: большинство комнат украшены керамическими изразцовыми печами, а обстановка музея восстановлена по описи, составленной в 1849 году. Особое внимание привлекает угловой кабинет — место, где Пушкин создавал свои шедевры во время пребывания в Болдино. Этот кабинет, ставший священным для всех любителей русской культуры, был воссоздан по чертежам самого поэта. Через большие окна Пушкин мог наблюдать за Успенской церковью, внушительная неоклассическая форма которой возвышается над главной площадью. Это зрелище, несомненно, вдохновляло его и укрепляло его связь со своими русскими корнями, вплетая вечные темы природы и веры в свое творческое наследие.
Строительство Успенской церкви было начато в 1780-х годах дедом великого Пушкина, Львом Александровичем, который, к сожалению, не дожил до её завершения. В 1791 году строительство продолжила бабушка поэта, Ольга Васильевна, и осенью 1799 года, в год рождения самого Александра Сергеевича, она довела это величественное сооружение до освящения. (Самого Пушкина, младенца, крестили в Москве несколькими месяцами ранее.) Эта церковь, столь значимая для небольшой деревни, отличается своим величественным обликом. На западной стороне возвышается колокольня, ведущая к просторной трапезной, где расположены два алтаря, посвященные Святому Николаю и Архангелу Михаилу, покровителям рода Пушкиных. От широкой трапезной путь ведет к главному внутреннему пространству храма, увенчанному восьмиугольной башней, которая гордо возвышается над неоклассическим портиком фасада. Репродукции фотографий начала XX века, выставленные у входа в усадебный дом, ясно показывают, как удачно Успенская церковь организовала центральное пространство Болдино.
Трудно ныне представить, как столь удивительное сооружение, тесно связанное с жизнью величайшего поэта России, могло быть почти уничтожено. Но, увы, это действительно произошло. Возможно, монументальность храма сыграла против него во время советских антирелигиозных кампаний. В 1930-х годах, накануне столетия со дня смерти Пушкина, две башни церкви были разобраны. Во время нового витка борьбы с религией в эпоху Хрущева, в конце 1950-х годов, начались работы по сносу оставшейся части храма. К счастью, энергичное сопротивление на региональном и национальном уровнях спасло уцелевшие части церкви, которые в 1970-х и 80-х годах использовались в качестве местной библиотеки. В 1990-е годы началась безупречная реставрация храма, и к двухсотлетию со дня рождения Пушкина, в 1999 году, церковь вновь была освящена. Возвращение церкви к жизни в болдинской общине стало не только духовным возрождением, но и восстановлением той неотъемлемой части Болдино, какой она была во времена Пушкина.
К территории Успенской церкви примыкает Дом культуры — внушительное здание из неоштукатуренного кирпича, возведенное к столетнему юбилею 1937 года. Несмотря на то, что это сооружение, безусловно, задумывалось как замена церкви в жизни Болдино в советскую эпоху, его архитектурные формы, отмеченные элементами неоклассицизма, ныне мирно сосуществуют с церковью и продолжают служить местному обществу, предоставляя сцену для концертов и других мероприятий.
На территории музейного парка расположены несколько небольших строений: отдельно стоящий кухонный флигель, конюшня и каретный сарай, дом для прислуги и усадебная контора — все они построены из бревен. В парке также раскинулся яблоневый сад и четыре пруда, каскадом спускающиеся к реке Азанке. Этот каскад прудов — характерная черта многих усадеб конца XVIII и XIX веков, и он напоминает о постоянных стараниях семьи Пушкиных сделать Болдино образцовым поместьем. Недавним украшением парка стала традиционная бревенчатая часовня Архангела Михаила, возведенная на месте старинного усадебного кладбища в 1999 году, к двухсотлетию со дня рождения поэта. Хотя часовня не используется для служб, ее расположение открывает вдохновляющий вид на окружающий пейзаж.
Болдинский район усеян и другими деревнями, где сохранились фрагменты усадебной культуры XIX века. В их числе, на первом месте, стоит Львовка, основанная в конце XVIII века дедом Пушкина, Львом Александровичем, как вспомогательное поместье к Болдино. Первоначально имение процветало, но к 1840-м годам его состояние пошло на убыль, и в 1856 году оно стало резиденцией сына Пушкина, Александра. Главный дом с каменным первым этажом был тщательно отреставрирован. Неподалеку расположена деревянная церковь конца XIX века, освященная во имя святого Александра Невского. Недавно отреставрированная, она свидетельствует о былых размерах села Львово, которое теперь почти полностью заброшено. Усадебный дом во Львовке окружен высокими соснами, некоторые из которых, вероятно, были посажены еще во времена Александра Александровича Пушкина.
Болдинский район славится не только красотой своих холмистых ландшафтов, но и сохранившимися памятниками архитектуры, связанными с именем Пушкиных. Несмотря на свою удаленность, до Болдино можно добраться по хорошим асфальтированным дорогам, а комфортабельный отель делает это место доступным для туристов и поклонников культурного наследия. Болдино особенно стоит посетить весной и летом, но наиболее оно очаровывает ранней осенью, когда яблоневые сады увенчаны зрелыми плодами. Это именно то время года, которое Пушкин любил более всего.
Книга Уильяма Брумфилда “Journeys through the Russian Empire” (“Путешествия по Российской Империи”) доступна на Amazon.
На рубеже двадцатого века фотограф Сергей Прокудин-Горский запечатлел Российскую империю, претерпевающую изменения вызванные индустриализацией и строительством железных дорог. Он разработал новейший для того времени метод создания цветных изображений на стеклянных пластинках. Его работы, запечатлевшие жизнь в императорской России, уникальны.
В 1918 году Прокудин-Горский уехал из России, забрав почти 2000 стеклянных негативов. В 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела его коллекцию, которая стала важным источником для изучения дореволюционной России.
Уильям Крафт Брумфилд, ведущий специалист по русской архитектуре, начал работать с фотографиями Прокудина-Горского в 1985 году, курировал первую выставку в США и аннотировал коллекцию. В книге «Путешествия по Российской империи» он сопоставляет свои фотографии с работами Прокудина-Горского, исследуя сохранность архитектурного наследия России. Богато иллюстрированный том включает около 400 изображений, представляющих уникальное свидетельство двух выдающихся фотографов и их вклада в вопросы сохранения и культурной памяти.