Top.Mail.Ru

Величие и мудрость: история Софийского собора в Великом Новгороде

Текст и фотографии Уильяма Брумфильда.

Город Новгород, с 1999 года официально именуемый Великий Новгород, является выдающимся собранием средневекового русского зодчества. Здесь находятся более пятидесяти церквей и монастырей, построенных с XI по XVII век. В 1992 году это богатство исторических памятников, сосредоточенное в Новгородском кремле (детинце), было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Средневековые летописи впервые упоминают Новгород в период с 860 по 862 год, когда восточные славяне пригласили варяжского вождя Рюрика взять на себя управление их землями. Хотя в конце IX века князья династии Рюриковичей передали власть Киеву, Новгород продолжал контролировать обширные территории Северной Руси.

В 989 году, после официального принятия христианства во владениях киевского великого князя Владимира, Новгород посетил духовный посланник Владимира, епископ Херсонский Иоаким. Епископ сбросил языческие идолы в реку Волхов и заказал строительство первой каменной церкви, посвященной св. Иоакиму и Анне, а также деревянной церкви Святой Софии с тринадцатью «верхами», или куполами.

Политическая история Новгорода была далека от спокойной: город часто бросал вызов своим князьям, включая Рюрика, и участвовал в распрях, раздиравших Киевское государство. Тем не менее, в XI и XII веках Новгород процветал как часть Днепровского торгового пути от Балтийского до Черного моря. Благодаря своему торговому богатству город смог построить цитадель и впечатляющий архитектурный ансамбль с множеством церквей.

Река Волхов, разделяющая город на Торговую и Софийскую (названную в честь Софийского собора) стороны, служила важным связующим звеном для торговли в рамках сети водных путей, простирающихся во всех направлениях. Масштаб этой коммерческой деятельности способствовал появлению грамотных граждан, независимых от Киева и его представителя в Новгороде (обычно брата или сына великого князя в Киеве).

Самый старый сохранившийся и самый впечатляющий памятник города — собор Святой Софии (Божественной мудрости), построенный между 1045 и 1050 годами. Он находится в новгородском детинце, или кремле, на западном берегу реки Волхов. Собор был возведен по заказу новгородского князя Владимира Ярославича, а также его отца, великого князя Ярослава Мудрого, и архиепископа Новгородского Луки.

Южный фасад. 1980 год.

Логично, что Ярослав, чей собственный Софийский собор в Киеве в это время находился на завершающей стадии строительства, должен был сыграть свою роль в создании новгородской Софии. Новгород был опорой его власти во время правления его отца, великого князя Владимира Киевского.

Построив большие каменные соборы, посвященные Премудрости Божией, в Киеве и Новгороде, Ярослав почтил одну из самых почитаемых святых Православной Церкви и установил символическую связь между двумя крупнейшими городами своего царства и Константинополем.

Кроме того, участие Ярослава было бы необходимо с практической точки зрения. Каменное строительство было редкостью в Новгороде до середины XI века, и собор такого размера и сложности мог быть возведен только под руководством опытных строителей.

Северный фасад Софийского собора. 1980 год.
Фрагмент фасада. 1991 год.

Они использовали метод укладки блоков местного грубого серого известняка на раствор из толченого кирпича и извести, что придавало фактурным фасадам розовый оттенок. Узкий кирпич-плинфа использовался для внутренних арок и сводов, а также для других частей, требующих конструктивной точности. Лепнина сначала применялась только в интерьере, который затем покрывался фресками, написанными местными мастерами и мастерами из Греции и Балкан.

Внешние стены собора сохраняли очень текстурированный внешний вид даже после оштукатуривания раствором, который очевидно применялся для сглаживания неровностей. Самое раннее упоминание о побелки стен встречается в Новгородской летописи от 1151 года.

Новгородский собор включал закрытые галереи – гульбища, пристроенные к северному, западному и южному фасадам. Первоначально задуманные как одноэтажные, галереи в процессе строительства собора стали неотъемлемой частью конструкции на обоих уровнях. Северная и южная галереи содержат часовни на первом этаже, а западная галерея – круглую башню с лестницей, ведущую на верхние уровни и хоры – галерею основного объема.

На фасаде над западным порталом сохранились фрагменты средневековой фрески, изображающей Ветхозаветную Троицу. Сам портал украшен бронзовыми Магдебургскими (или Сигтунскими), дверями, изготовленными в Магдебурге в 1050-х годах и захваченными новгородскими воинами в 1117 году в качестве трофея из варяжской крепости Сигтуна.

Кульминацией новгородского Софийского собора является ансамбль куполов, первоначальная форма которых была более пологой по сравнению с нынешними шлемовидными куполами. Этот проект представляет собой один из самых впечатляющих моментов в средневековой русской архитектуре. Купол над центральным переходом выделяется по высоте и диаметру, однако четыре дополнительных купола расположены настолько близко, что кажутся частью единого, тщательно продуманного целого. Конструкция собора служит замечательной основой для куполов благодаря отсутствию поверхностного декора и использованию только самых простых архитектурных элементов.

Закомары (полукруглые фронтоны) над галереями перекликаются с четко прорисованной линией крыши главного здания с его арочными и заостренными фронтонами.

Акцент на высоте сохраняется и в интерьере, где опоры главных нефов устремляются прямо к цилиндрическим сводам потолка. Новгородские летописи свидетельствуют, что интерьер расписывался фресками на протяжении нескольких десятилетий. Согласно Третьей Новгородской летописи, вскоре после завершения строительства «царьградские (константинопольские) иконописцы» написали Христа с поднятой в благословении рукой (вероятно, образ Пантократора в центральном куполе) и другие изображения Спасителя. При подробном исследовании интерьеров были обнаружены фрагменты работ XI века, включая полноразмерные изображения императора Константина и Елены, а также фрески начала XII века.
Большая часть оригинальной росписи интерьера исчезла в результате многовековых реставраций. Нынешние фрески датируются в основном XIX веком. В Новгородском соборе не было сложной мозаики, характерной для крупных церквей Киева до середины XII века, однако на полу и в алтарном пространстве декоративная мозаика присутствовала.

Софийский собор окружен множеством исторических памятников, среди которых массивная колокольня собора (XV-XVIII вв.), Часовая башня (датируемая 1670-ми годами) и Архиерейские палаты, также известные как Грановитые палаты, первоначально построенные в 1430-х годах и значительно перестроенные в XIX веке. Крепостные стены и башни были сохранены и восстановлены до внешнего вида XV века, хотя некоторые башни датируются концом XIII века.

На юг от Софийского собора расположен гигантский колокол-памятник, известный как «Тысячелетие России». Этот памятник, спроектированный скульптором Михаилом Микешиным и другими, был открыт в 1862 году в честь тысячелетия со дня основания династической власти в древней Руси.

Монумент Тысячелетие России. Фото 1992 года. Монумент, воздвигнутый в Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея летописного призвания варягов, с которым традиционно связывается начало русской государственности. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

На вершине памятника находится массивный бронзовый глобус, увенчанный ангелом, держащим крест. Вокруг сферы расположены шесть скульптурных групп, символизирующих ключевые моменты в истории российской государственности: от Рюрика, основателя первой династии, до Петра Великого, основателя Российской империи. В нижней части колокола изображены сцены с выдающимися деятелями духовной, культурной, государственной и военной службы. Примечательно, что среди них отсутствует царь Иван Грозный, который разграбил Новгород и убил многих его жителей в 1570 году.


Книга Уильяма Брумфилда “Journeys through the Russian Empire” (“Путешествия по Российской Империи”) доступна на Amazon.

На рубеже двадцатого века фотограф Сергей Прокудин-Горский запечатлел Российскую империю, претерпевающую изменения вызванные индустриализацией и строительством железных дорог. Он разработал новейший для того времени метод создания цветных изображений на стеклянных пластинках. Его работы, запечатлевшие жизнь в императорской России, уникальны.

В 1918 году Прокудин-Горский уехал из России, забрав почти 2000 стеклянных негативов. В 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела его коллекцию, которая стала важным источником для изучения дореволюционной России.

Уильям Крафт Брумфилд, ведущий специалист по русской архитектуре, начал работать с фотографиями Прокудина-Горского в 1985 году, курировал первую выставку в США и аннотировал коллекцию. В книге «Путешествия по Российской империи» он сопоставляет свои фотографии с работами Прокудина-Горского, исследуя сохранность архитектурного наследия России. Богато иллюстрированный том включает около 400 изображений, представляющих уникальное свидетельство двух выдающихся фотографов и их вклада в вопросы сохранения и культурной памяти.