Top.Mail.Ru

Гавайи: отпуск навсегда

Гавайские острова манят благоприятным климатом и расслабленным стилем жизни вдалеке от «большой земли». Сюда, в том числе, приезжает много русскоязычной публики – кто-то хочет открыть свой бизнес, другие работают фрилансерами и ищут комфортное место для удалённой работы, третьи приезжают с туристическими целями. 

Наш соотечественник Михаил Гилевич сбежал от нью-йоркской суеты на Гавайи в 2009 году – и задержался здесь на долгих 15 лет, некоторое время назад открыв свой юридический бизнес. Нью-Йорк, признаётся он, его порядком раздражал: вечные пробки, грязь и мусор на улицах, озлобленные люди. Поговорили с Михаилом о жизни на островах.  

О бизнесе 

“Здесь весь бизнес, который не требует дополнительной лицензии, не является тяжёлым, открывается в течение считанных минут. А вот всё, что касается именно лицензируемой деятельности, — да, здесь сложно, но это решаемый вопрос. А ещё здесь картотечная система, которая ведётся от руки. То есть люди, грубо говоря, рукописи пишут. Это не как в Нью-Йорке. Здесь всё по старинке, нет компьютеризации. Долго, мучительно. 

А так — да, очень легко начать своё дело. Почему все вьетнамцы, филиппинцы, ребята без высшего образования приезжают сюда и находят себя? Потому что очень легко встать на ноги. Ценится низкоквалифицированный труд. Если ты получил лицензию электрика или сантехника, это гарантированная шестизначная зарплата. В то же время чтобы стать адвокатом в Америке, нужно крепко залезть в долги. У гавайцев шутка ходит: если у твоего соседа уже вторая машина или второй дом, а ты всё ещё ходишь в колледж учиться, то ты, наверное, что-то не так делаешь. 

Понимаете, какая несправедливость? Это как в России: было время, когда дворники зарабатывали больше, чем профессоры в институтах. Так и здесь. И все понимают, что что-то не так в системе”. 

Об экономике 

“Официальные данные заключаются в том, что половина всей экономики Гавайев держится на туризме. Вторую половину занимает обслуживание военных. Здесь, по официальным данным, 150 тысяч солдат и военных офицеров. И, если мне память не изменяет, семь или пять военных баз, не только морских. 

После Второй мировой войны на Гавайях очень сильно нарастили военный контингент, чтобы быстро его перебросить в любую точку мира. По этому поводу шутили, что в Перл-Харборе сложили 10 ядерных реакторов под замену: если какой-то авианосец сломается, то можно перезагрузить его моментально. Почему шутили? Потому что местные власти спрашивали, можно ли один из реакторов подключить под город, чтобы обеспечить бесплатную электроэнергию. Но военные отказали.

На Гавайях все самые главные доноры — это люди, которые занимаются либо строительством, либо туристическими отелями, либо же имеют какие-то свои военные интересы в этом штате”. 

О национальном составе 

“Когда приехали белые люди, на островах началась эпидемия, вирус белого человека выкосил гавайцев. Их было свыше миллиона — осталось около 250 тысяч, генетически гавайцы не обладали подготовленным иммунитетом. Во время освоения островов очень много японцев привозили для работы на плантациях. Следом филиппинцев, китайцев. Даже русские приезжали из Сибири поработать немножко. Сейчас японцы, китайцы, филиппинцы заполнили здесь все ключевые сферы”. 

О плюсах и минусах островной жизни 

“Во-первых, климат. У нас весна. Круглый год. Такая теплая весна, когда заморозки уже прошли и наступает тёплая погода, всё зеленеет. Комфортная температура воздуха и воды одновременно: целый год ты спокойно идёшь и купаешься. И дышится здесь свежо — не так, как во Флориде: здесь бриз сдувает влажность. Температура воздуха не скачет, как в Нью-Йорке, где она сменяется до четырёх раз в день: можно четыре сезона увидеть одновременно в один день, начиная от зимы и заканчивая опять зимой в конце дня. Это ужасно. А здесь всё очень спокойно, размеренно.  Во-вторых, с точки зрения человеческого фактора, большим плюсом является наличие большой японской диаспоры. Здесь всё-таки люди более культурные и уважительные. 

Из отрицательного – стоимость жизни очень высокая. Недавно ездили в Калифорнию, там были наши ребята, они рассказывали, что за месяц потратили 300 долларов на еду – на семью из шести человек. А у нас 1200 минимум на четверых. Но зато у них жильё стоит 4000 долларов, а мы платим чуть меньше. Где-то есть плюсы, где-то минусы. Жильё на Гавайях очень дорогое, цены на дома для одной семьи начинаются от 1,5 миллиона. 

Гавайцы выживают большими семьями. Как у нас в России. Живут вместе с бабушками, с дедушками. Поднакопили денег – купили себе квартиру или дом. Живут большим «аулом», как-то выкручиваются, выживают. Хотя сейчас на Гавайях новая тенденция пошла к тому, что молодое поколение уезжает на большую землю — здесь не могут себя реализовать. Нужно учитывать, что население островов — всего два миллиона. А территория — размером с Белоруссию, грубо говоря”.

Почему гавайцы похожи на русских 

“Гавайцы на самом деле очень похожи на нас. Так же открыты ко всем, кто не турист, любят своё личное пространство. Если сидят на пляже — не любят, чтобы к ним подсаживались. Но государство умудряется сделать так, чтобы они жили практически окна в окна. Дома и новые застройки делают таким образом, что соседские стены почти касаются друг друга. К сожалению, доступной земли немного, но она есть. Просто тем самым уничтожают свободолюбие: государство хочет навязать, что эта земля в скором будущем будет не их. Заберут её. Но это очень долгий процесс.

Изначально Гавайи забрали ведь. Свергли королеву, как говорят гавайцы. Все до сих пор уверены в том, что бизнесмены с помощью американских военных просто скинули королеву с трона. На самом деле королева продала землю за безопасность своей семьи и своих приближённых, отписав территорию Америке. И гавайцы, конечно, не хотят это воспринимать как правду. Они очень сильно сражаются за это. До сих пор у них существует сильная полемика по поводу истории островов. Дошло до того, что раз 17 раз переписывали учебники гавайской истории”. 

О русских, приезжающих на Гавайи 

“Приезжают две категории людей. Те, кто хочет начать свой бизнес: у одних есть деньги, у других нет — но они готовы работать где угодно и становятся на ноги моментально. И вторая категория людей, — те, кто приезжает уже с имеющейся работой: фрилансеры, айтишники, которые зарабатывают свои деньги в другом месте. Но айтишникам здесь долго не интересно, им скучно становится. 

У меня есть знакомые, парень с девушкой, которые приехали сюда и завели пятерых детей: занимаются перепродажей домой, уже получили лицензию на укладку полов. И говорят: “Я с Гавайев никуда не уеду – у меня всё хорошо”. Если ставишь цель — можно достичь её без проблем”. 

О смене менталитета 

“Островная жизнь очень сильно меняет менталитет. Последний раз был в Нью-Йорке — и мне хватило ровно четыре дня, больше не могу выдерживать. Я не понимаю, почему там люди живут. Что нужно получать такое, чтобы там жить? Да, там крутые клубы, крутые рестораны, музеи. Ну, сходишь ты на бродвейское шоу — один день, неделя, а дальше? В большом мегаполисе всё крутится и несётся 24 часа кряду, некогда раскачиваться – в таком темпе нет времени на жизнь. Я же пришёл к выводу, что хочу чувствовать жизнь, а не просто проживать её”. 

О вечном отпуске 

“Гавайи — это, грубо говоря, отпуск навсегда. Что вы хотите сделать в своём отпуске — всё есть. Начиная от тропических фруктов: маракуйя, ананасы, папайя, манго. И заканчивая тем, что здесь нет ядовитых насекомых или змей. Можно отпустить ребёнка идти гулять по траве и не бояться, что выскочит гадюка и укусит его. Что касается активного отдыха – тут можно найти занятия на любой вкус. 

Люди говорят: ну, Гавайи же маленькие, мы сейчас приедем, всё посмотрим за неделю. А потом объясняешь им: ребят, вам хотя бы половину острова показать — это месяц надо ездить, показывать и рассказывать. Очень много всего, что здесь можно делать”. 

О вулканах и акулах 

“Вулканы — вообще бомба. Классно! Тут единственное место в мире, где извержение вулкана происходит спокойно, это называется вялотекущее извержение. Специальные службы дней за 20 говорят, что будет подъём лавы: туда ходить не надо, вот здесь ходите. Но всё равно какие-нибудь умники возьмут лодку, начнут подплывать к лаве, думая, что она остыла — брызнет, кому-то ногу оторвёт… 

То же самое с акулами. Все кричат: “О, акула напала на человека!” Но мораль проста: если ты ходишь к соседской собаке на цепи каждый день, бьёшь по будке ногой — то за 20 лет она, наверное, выскочит хоть раз и укусит тебя за одно место. Это открытый океан! Не акулы идут к нам в дом, а мы к ним – и претендуем на свои правила. Акула это дикая рыба и ночью выполняет роль санитара леса: подчищает мёртвую или раненную рыбу. Первый раз, когда приехал сюда, на протяжении двух лет ночью только купался, так мне было жарко, плавал вдоль берега. Потом мне сосед рассказал, что акулы рыщут вдоль берега и подчищают. Если, сказал он мне, до тебя дотронется что-то — не бойся, это акулы”.