Top.Mail.Ru

Архиерейский дом в Ситке

Архиерейский дом, или дом священника (Bishop’s house), выстроен в 1842–1843 годах в Новоархангельске (ныне г. Ситка, Аляска) Российско-американской компанией. Это здание является примером многофункционального использования объекта. Первый этаж имел образовательную и административную функцию. Второй этаж включал в себя Церковь Благовещения и покои Иоанна Вениаминова – миссионера, позднее епископа Русской Православной Церкви на Аляске.

Рис. Главный и боковые фасады Архиерейского дома.

Как и в большинстве зданий Русской Америки, основной объем дома был срублен из тесаных брусьев. Сруб размером 6⅓х9⅓ сажени имел сложную планировочную структуру, вписанную в правильную прямоугольную форму, разделенную пополам продольной стеной. На первом этаже северо-западную часть дома занимало духовное правление (две конторские комнаты). Далее к востоку располагались семинария и кухня. В южной части первого этажа сооружения к западу и к югу располагались покои служителей епархии, разделенные двумя классными комнатами семинарии. На втором этаже юго-западную часть основного объема занимала Церковь Благовещения, украшенная «порядочным иконостасом». Далее к востоку шли гостиная и покои Вениаминова, разделенные на обширный кабинет, небольшую спальню, гардеробную комнату и библиотеку. Северная часть второго этажа дома была отведена под гостевую, обширный зал и столовую. С востока и запада к торцевым стенам были пристроены неотапливаемые «галереи» каркасного типа, «забранные» тесом. В них были устроены чуланы и удобные лестницы, связывающие два этажа.

Четко прочитывающийся ритм окон Архиерейского дома, их характер и пропорции, симметричность фасадов говорят о непосредственном влиянии русского ампира на колониальную архитектуру Русской Америки.

Рис. Современный интерьер Архиерейского дома. Фото автора 1999 г.

Дом расположен далеко за жилой слободой к востоку от реки Малышовки. Несмотря на свою относительную удаленность от исторического центра поселения, он сохранил все черты, присущие домам компанейской части Новоархангельска. Его стены были обшиты горизонтальными рядами досок, имитирующими горизонтальный руст. Окна, расположенные в девять вертикальных рядов по главному фасаду, были декорированы простыми наличниками, которые завершались небольшими карнизиками. На первом этаже они имели лаконичные ставни. Окна второго этажа были большими по размеру и своими пропорциями напоминали русский деревянный ампир Сибири.

На простом карнизе, украшенном в классицистическом духе редко расположенными сухариками, покоилась вальмовая стропильная крыша, покрытая железом. Подчеркивая симметричность главного южного фасада, с востока и запада к дому были пристроены забранные тесом по каркасу двухэтажные холодные террасы, через которые осуществлялся вход в дом. Над широкими двуполыми дверями главных входов, расположившихся на главном фасаде в пристройках, были установлены остекленные фрамуги, освещая входной холл. Второй этаж террас освещался близко расположенными окнами высотой в одну сажень, образующими сплошную оконную ленту.

Рис. Самая ранняя сохранившаяся фотография Архиерейского дома, сделанная через год после передачи территории Аляски США. Фото Эдварда Мейбриджа 1868(71) год UCB Muybridge collection #474

Как и большинство зданий Новоархангельска, поле стены было выкрашено бледно-желтым цветом, а элементы декоративного убранства фасадов, наличники, ставни и двери – белым.

Стоит заметить, что Архиерейский дом, а возможно, и другие компанейские дома, строились кораблестроителями (чаще финнами на службе у компании), которые были чуть ли ни единственными искусными плотниками в колонии и имели богатейший опыт деревянного строительства. При этом следует заметить, что традиционное финское и шведское народное жилище имело очень скупой декор, что характерно и для народного зодчества русского Севера. Скорее, этим объясняются те некоторые методы возведения и декорирования зданий в колонии на Ситке, которые не были распространены в Сибири.

Рис. Современное состояние Архиерейского дома. Фотография автора 1999 г.

Например, из кораблестроения были заимствованы высокие дверные пороги внутри здания (в корабельных трюмах их делали для предотвращения перелива воды из одной переборки в другую), метод соединения двух коротких брусьев в один и т.п. В подвальном, межэтажном и чердачном перекрытии использовалась тепло- и звукоизоляция.В качестве изолирующего материала подошел морской песок, рассыпанный между несущими балками. Для оформления интерьеров использовался прием, подобный современному натяжному потолку, когда над черным потолком из теса натягивалась белая парусина. Для уменьшения теплопотерь окна делались в три нитки остекления, а не в две или одну, как в Сибири. Стены во многих, чаще жилых, помещениях оклеивались обоями по предварительно выровненным бумагой брусьям.

Та точная, изящная, порой ювелирная работа строителей Архиерейского дома, о которой можно судить по оставленным нетронутыми реставрацией частям здания, говорит о высокой культуре деревянного строительства в Новоархангельске.

Судьба Архиерейского дома сложилась не столь драматично, как у большинства русских строений на Аляске. Это здание «дожило» до наших дней без каких-либо серьезных изменений и дополнений. К тому же тщательно проведенная реставрация дома священника в семидесятых годах прошлого столетия сохранит это сооружение для будущих потомков еще на долгие годы.

Рис. Планы Архиерейского дома. Реконструкция.