Елизаветинская крепость на острове Кауаи (Гавайи) была построена в 1816-1817 годах под руководством Георга Шеффера, сотрудника Российско-Американской компании. Строительство было частью плана по созданию российской колонии и присоединению Гавайев к России. Однако уже к лету 1817 года, под давлением местных гавайцев и американцев, русские были вынуждены покинуть Кауаи. В настоящее время Елизаветинская крепость является историческим парком.
В ходе своей последней экспедиции британский исследователь Джеймс Кук открыл Гавайские острова, которые в то время были названы Сандвичевыми островами (Sandwich Islands) в честь одного из лордов Адмиралтейства — Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвича. К началу XIX века гавайский король Камеамеа I объединил шесть основных островов архипелага, но острова Кауаи и Ниихау оставались под властью независимого правителя — Каумуалии. В 1804 году, в ходе первой русской кругосветной экспедиции под руководством Н. П. Резанова, русские мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» посетили Гавайи, установив отношения как с Камеамеа, так и с Каумуалии.
Для России Сандвичевы острова представляли хорошую возможность организации фактории, который можно использовать для перевозки товаров из Аляски в Европу и Китай. Кроме того, на островах росли ценные породы деревьев.
В 1815 году у берегов острова Кауаи потерпело крушение российское судно с ценным грузом Российско-Американской компании, который был немедленно захвачен местным королем Каумуалии. Для гавайцев понятие частной собственности не существовало, так как согласно их религиозным убеждениям все дары приходили от Бога.
Для ведения переговоров о возврате груза от имени Российско-Американской компании был отправлен доктор медицины Георг Шеффер. Однако Шефферу удалось не только вернуть груз, но и завоевать доверие местного населения. Он установил контакт с Камеамеа — «Наполеоном Тихоокеанским» — правителем Гавайев, а также с Каумуалии — королем островов Кауаи и Ниихау. Шеффер даже заключил с последним соглашение, которое предоставляло широкие полномочия Российско-Американской компании на территории островов. Подписание такого соглашения означало, что владения Каумуалии переходят под протекторат императора Александра I, и Россия могла начать мирное освоение островов, строить крепости, заводы, фактории и поселения. Так на гавайской земле появился российский триколор. В рамках этого соглашения на территории Гавайских островов было построено три крепости, самая большая из которых была названа «Елизаветинской» в честь императрицы.
Крепость была возведена по бастионной «итальянской» системе угловой фортификации. Стена представляла собой люнет из пяти бастионов без фланков, соединенных фасами. Фасами крепость была ориентирована на юго-запад, защищая пространство залива и устья реки. На фасах в бастионных углах была открыто установлена артиллерия. Первоначально крепость задумывалась как классический люнет без горжи. Позже была достроена горжа, вооруженная двумя менее мощными орудиями, направленными вдоль реки и на открытую равнину. Стена была земляным валом с облицовкой из природного базальта вулканического происхождения.
Высота стены варьировалась от 2,88-2,9 м со стороны горжи до 5 метров со стороны фасов. Вход в крепость находился между стеной первого северо-западного фаса и стеной горжи. Вход дополнительно защищался палисадом, внутри которого располагалась торговая лавка. Вход в палисад осуществлялся с северной стороны через массивные деревянные ворота. Часть стены с бастионами имела зубцы высотой не менее 1,4-1,5 метров. Второй западный фас в самой низкой точке крепости имел дренажный туннель для слива дождевой воды, накопленной внутри крепости.
Кровля всех зданий была выполнена из соломы по деревянным стропилам, технология устройства подобных кровель была широко распространена среди местного населения. Все постройки в крепости не имели окон, стекло стало использоваться на Гавайях в строительстве только в середине XIX века.
В центре крепости находился барак размером 21,6х6,5 м, представляющий собой каркасное сооружение без окон с ограждающими конструкциями из соломы. К северу от барака располагался арсенал с пороховым погребом. К северу от арсенала, у стен горжи, в самой высокой точке крепости, была построена небольшая офицерская казарма. У входа в крепость находился караульный дом — гауптвахта. Похожие по размеру гауптвахте казармы были расположены внутри двух из пяти бастионов. В центре был установлен флагшток с флагом Российско-Американской компании. У подножия крепости находился небольшой причал в виде деревянного настила для мелких шлюпок [1].
Однако освоение островов продолжалось недолго. Оно вызвало недовольство американских капитанов, которые усмотрели в русских угрозу своим интересам. Вскоре острова посетил представитель России — лейтенант Отто фон Коцебу, который настаивал на том, что Сандвичевы острова не принесут России пользы. Он утверждал, что император не планировал протекторат Гавайев и что их освоение может вызвать неприятности с другими державами, а Шеффера он назвал самозванцем[2].
В результате Россия отказалась от освоения Гавайских островов, уступив эту возможность другим странам. В 1959 году острова были присоединены к США, став отдельным штатом.
После отъезда Шеффера с Кауаи и до 1864 года Елизаветинская крепость носила название Па-ула-ула о Хипо (от гавайского Pa’ula’ula — «красная стена»), после чего была заброшена и постепенно разрушалась без должного ухода. В 1960-х годах американские власти присвоили территории крепости и прилегающим землям статус исторического парка, вернув ей историческое название «Русский форт Елизаветы» (Russian Fort Elizabeth State Historical Park).
В 1972 году в ходе археологических раскопок на территории парка были обнаружены традиционные предметы быта коренного населения и привезенные материалы, датированные XIX веком. В настоящее время Елизаветинская крепость представляет собой лишь остатки крепости. В 2022 году по инициативе местных активистов крепость вновь была переименована в Па-ула-ула о Хипо, тем самым стирая российский период истории этого памятника. Однако русское население, проживающее на острове, продолжает активно работать над сохранением памятника. Местная русскоязычная диаспора организует субботники по очистке крепости от нежелательной растительности и устраивает здесь русские праздники [3].
Книга Александра Молодина:
«Там русский дух… там Русью пахнет!»: сто особенных мест в США.
Книга рассказывает о богатом культурном наследии русскоязычной диаспоры в Соединённых Штатах, охватывая её историю с первых поселенцев Русской Америки до современности. В ней подробно описаны вклад русских эмигрантов в развитие американского общества, создание уникальных поселений, памятников, храмов и культурных центров, а также влияние на искусство, науку и общественную жизнь страны. Особое внимание уделяется сохранению и популяризации русского культурного наследия через музеи, мемориалы и коллекции исторических ценностей и произведений искусства. Издание предлагает глубокий анализ взаимодействия русской культуры с американской средой и её непрерывного вклада в культурное многообразие США.
1. Molodin, A.V., Mills, P.R. Addressing Tensions between Colonial and Post-Colonial Histories: Modeling Hawaiian Fort Pā’ula’ula/Russian Fort Elizabeth, Kaua’i Island, Hawai’i // Asian Perspectives. 2021. №60(1). C. 2-31.
2. Pierce, R.A., ed. Russia’s Hawaiian Adventure, 1815-1817. Kingston: The Limestone Press, 1976.
3. Русские Гавайи. История о том, как райские острова чуть было не стали русскими. 2020. Фонд Наследие. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bcePA7vI92M (дата обращения: 17.07.2024).