Музей Хиллвуд в Вашингтоне вместил в себя крупнейшую коллекцию русского искусства на Западе. Основательница музея — американка Марджори Мерривезер Пост, предпринимательница и светская дама, которая питала страсть к предметам искусства времён царской России, тратя на их коллекционирование внушительную часть своего состояния. Увлечение богатейшей женщины Америки XX века вылилось в создание музея, где сосредоточилась впечатляющая коллекция русского дореволюционного искусства.
Как сокровища великой страны рассредоточились по миру
Коллекцию произведений русского искусства Марджори Пост активно собирала во время своего третьего замужества за американским дипломатом Джозефом Дэвисом. В 1937-1938 годах, когда Дэвис был дипломатом США в СССР, они вместе жили в Москве. На тот момент Пост уже была обладательницей крупной коллекции западноевропейского искусства и завсегдатаем антикварных и комиссионных магазинов.
В течение 30-х годов советские власти активно распродавали предметы искусства, изъятые у аристократии во время революционного переворота. В редчайших культурных артефактах советский режим не видел исторической ценности — они распродавались, а вырученные средства шли на программы индустриализации и перевооружения. Величайшие произведения живописи, реликвии и драгоценности больших аристократических домов, сервизы из Эрмитажа, коронные ценности Оружейной палаты — всё это рассредоточилось по миру и оказалось в самых разных руках.
Марджори Пост стала покупать картины русских художников, православные иконы и церковную утварь, изделия Дома Фаберже (в том числе императорские пасхальные яйца), фарфор екатерининской эпохи и серебряную художественную посуду. Продавалось всё это зачастую по бросовым ценам. Так, яйца Фаберже можно было приобрести в рамках большой распродажи: одно яйцо стоимостью 28 тысяч уходило за 400–500 долларов. Учитывая, что фирма Карла Фаберже была синонимом богатства и роскоши русского императорского дома, подобная распродажа кажется нонсенсом. И тем не менее это страницы нашей истории, которые мы не в силах переписать.
Американская предпринимательница посещает комиссионные магазины и антикварные лавки, приобретает ценности из частных коллекций, даже захаживает в полуразрушенные церкви в поисках забытых культурных артефактов.
В 1937 году Джозеф Дэвис писал своему брату:
«Только тут, в России, я увидел и осознал, насколько уникально то, что создавали и создают в этой стране. Марджи в это неспокойное время бесстрашно ходит всюду без охраны — по торгсинам, даже в полуразрушенные церкви забирается в поисках шедевров. Я никогда не пойму страну, в которой шедевры можно найти даже в развалинах…»
Богатой американской наследнице удалось без особых хлопот перевезти купленные ценности в США — советский режим дал разрешение сделать это без уплаты таможенных сборов. В 1940-х, вернувшись в Америку, Марджори Пост продолжила коллекционировать предметы русского искусства, приобретая их в Лондоне, Париже и Нью-Йорке.
В 1955 году Пост развелась с мужем и купила на северо-западе Вашингтона поместье в георгианском колониальном стиле. Особняк был реконструирован и переименован в Хиллвуд, быстро завоевав репутацию одного из самых необычных поместий Вашингтона. Со временем коллекция произведений искусства была упорядочена и систематизирована. В Хиллвуде Марджори Пост скончалась в 1973 году, завещав после своей смерти разместить в поместье частный музей.
Императорские реликвии
Марджори Пост удалось собрать впечатляющую коллекцию русского дореволюционного искусства XVIII — начала XX века. Здесь представлены бюсты Петра I и Екатерины II работы скульптора Федота Шубина. Картинная галерея включает в себя портреты Екатерины Великой, Петра I, Елизаветы Петровны, Александра I, Александра II, Николая I, Павла I, жены последнего русского императора Николая II Александры Федоровны.
Можно увидеть работу Карла Брюллова «Портрет графини Ю. П. Самойловой с приёмной дочерью Джованиной Паччини и арапчонком», а также полотно Константина Маковского «Боярский свадебный пир».
Есть среди экспонатов и выдающиеся реликвии. Среди них — венчальная корона Романовых. В 1926 году советское правительство продало женскую венчальную корону семьи Романовых американцу Норману Вейсу. Следом императорская реликвия была перепродана на аукционе Christie’s, после чего хранилась в одной из лондонских галерей. В 1966 году корона попала в коллекцию Марджори Пост. В ней церковным браком сочетались Елизавета Фёдоровна с Великим князем Сергеем Александровичем (1884 год), Александра Фёдоровна с Николаем II (1894 год), а также великая княгиня Мария Павловна Романова со шведским принцем Вильгельмом (1908 год).
Приметные экспонаты Хиллвуда — яйца Фаберже. Музей стал пристанищем для двух императорских пасхальных яиц, оба в разные годы были подарены Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне.
Дизайн яйца «Розовая камея» принадлежит старшему мастеру Фаберже Хенрику Вигстрёму, который также является автором юсуповской шкатулки — последняя тоже хранится в музее Хиллвуда. После большевистского переворота работа Фаберже оказалась в руках у американского концессионера Арманда Хаммера. В 1931 году в нью-йоркской галерее Хаммеров яйцо приобрела в подарок матери Элеонор Барзин, дочь Марджори Пост.
Яйцо «Двенадцать монограмм» было изготовлено одним из ведущих ювелиров Дома Фаберже — Михаилом Перхиным. Работа посвящена 30-летию заключения брака Марии Фёдоровны и императора Александра III. После революции 1917 года яйцо оказалось в Оружейной палате Кремля. В 1920-х годах оно было продано большевиками в частные руки. В 1949 году Марджори Пост купила его в Италии. К тому моменту шесть миниатюрных портретов Александра III на золотой подставке внутри яйца уже были утрачены.
В холле Хиллвуда можно увидеть люстру из Екатерининского дворца. Роскошная люстра, украшенная горным хрусталём, — предмет интерьера родом из Екатерининского дворца в Царском селе, известного также мистической «янтарной комнатой». Люстра была вывезена из России в 1920-е годы в рамках массовой распродажи императорских коллекций. В те годы из Екатерининского дворца вывозили буквально всё — мебель, декор, сервизы.